ВАСИЛИАНЕ - Страница 11

Папским указом василиане изымались из-под юрисдикции униатского митрополита и епископов и подчинялись папе Римскому. Реформа вызвала волну протестов среди униатского духовенства и самих василиан: шесть монастырей ордена отправили папе петицию с выражением протеста. К проблемам религиозного порядка прибавлялось и традиционное для Галиции противостояние на национальной почве, поскольку реформу осуществляли иезуиты польского происхождения, вызывавшие неприязнь у униатов-украинцев. В Галиции сложилась столь острая ситуация, что митрополит Иосиф Сембратович в 1882 г. был вынужден отречься от кафедры и уйти на покой. В результате реформы (1882–1905 гг.) латинское влияние в ордене возросло, что проявилось в привнесении в практику ордена многих новых латинских культов и праздников – Сердца Иисусова, Сердца Марии и пр. Помимо Добромильского были реформированы и другие василианские монастыри Галиции: Лавровский (1884 г.), Львовский (1886 г.), Кристинопольский (1888 г.), позднее обители в Жолкве, Дрогобыче и Бучаче. К 1901 г. число василиан заметно увеличилось (67 иеромонахов, 70 монахов и 40 монахов, продолжающих своё обучение и подготовку к хиротонии в сан пресвитера). Василиане открыли типографию в Жолкве, стали издавать ежемесячный журнал «Мiсiонар» (тираж 50 тыс. экз.) и «Календар мiсiонара», публиковать книги и брошюры, пропагандировавшие униатство. В 1896 г. Папским престолом была утверждена новая конституция василианского ордена. Несмотря на усиление позиций ордена, он так и не смог преодолеть настороженного к себе отношения со стороны белого духовенства и мирян униатской церкви, которые продолжали (и не без оснований) видеть в василианах проводников латинского влияния. Выходец из монахов-василиан Андрей Шептицкий (1865–1944 гг.), ставший в 1901 г. митрополитом греко-католической церкви, не стремился к восстановлению влияния ордена в униатстве, что было связано с подготовкой им реформы, направленной на очищение униатства от латинского влияния и придание греко-католической церкви Галиции ярко выраженного национального украинского характера, что не отвечало интересам василиан. Шептицкий пытался устранить их монопольное положение в униатском монашестве в Галиции: в 1905 г. им был основан первый греко-католический монастырь для монахов-студитов в Скнилове близ Львова. В 1913 г. он передал монастырь в Уневе близ Львова приглашённым бельгийским редемптористам (или Конгрегации Святейшего Искупителя), часть которых перешла на восточный обряд, создав греко-католическую ветвь ордена. Для расширения социально-благотворительной деятельности униатской церкви Шептицкий активно использовал общины василианок, для которых он них в 1909 г. составил и утвердил новый устав, получивший имя Иосифа Вельямина Рутского. Большинство украинских женских гимназий, учительских семинарий, школ, сиротских приютов и интернатов Галиции в начале ХХ в. находились под руководством василианок. Проводимые Шептицким реформы во многом не удовлетворяли требований василиан, поэтому они перенесли свою деятельность в Европу и особенно в Америку. Первую миссию в Северной Америке василиане создали в 1889 г., в 1902 г. – в Латинской Америке, направили миссионеров на Буковину, в Боснию и Болгарию. Появились новые монастыри ордена в регионах наибольшего расселения западно-украинских эмигрантов, в США, Канаде, Аргентине и Бразилии.

 



 
PR-CY.ru