Словарь по христианству В ВАСИЛИАНЕ

ВАСИЛИАНЕ

ВАСИЛИАНЕ – общее название для нескольких католических (главным образом, униатских) монашеских орденов византийского обряда, которые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов – уставом святителя Василия Великого (около 330 – 379 гг.), епископа Кесарии Каппадокийской. Одно из важных направлений деятельности василиан – развитие отношений с восточным христианством. В настоящее время в католической церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албанского обряда), василианский орден св. Иосафата (украинского и румынского обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба; мелькитского обряда). В Средние века название «василиане» в Западной Европе использовалось для обозначения всех восточных монахов, которые руководствовались общежительным уставом Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в римской папской канцелярии в XIII в. применительно к греческим монастырям Южной Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итальянской истории. Сами монахи никогда не называли себя «василианами». Возможно, термин «василиане» употреблялся для того, чтобы отличать греческих монахов восточного обряда от появившихся здесь же к концу XI в. латинских монахов. Несмотря на отсутствие в восточном монашестве орденских организаций, тем не менее, греческих монахов в эпоху утверждения папского влияния в Южной Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «василиане» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих православного Востока, причём независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания, что основателем мнимого «василианского ордена» был святитель Василий Великий, а все восточные монахи живут по составленному им в IV в. уставу. Появление монастырей, следовавших данному уставу, было следствием восстановления имперской власти в Южной Италии и Сицилии в VI в. Важнейшими монастырскими центрами в ту эпоху были Равеннский экзархат, Пентаполь, дукаты Рима и Неаполя до VIII в.; Калабрия и Сицилия до IX в.; Калабрия, Базиликата и Апулия в IX–XI вв. Приток монахов был связан в VII в. с персидскими войнами, арабским завоеванием и распространением монофелитства, в VIII–IX вв. – с иконоборчеством. Согласно проведённым исследованиям, в византийскую эпоху в греческих монастырях в Италии подвизались св. Илия Новый (ум. в 903 г.), прп. Илия Пещерник (ум. в 960 г.), св. Савва Младший (ум. в 990/991 г.), св. Никодим Маммольский (ум. в 990 г.), св. Лука Арментский (ум. в 993 г.), св. Симеон Полиронский (ум. в 1016 г.), св. Нил Младший Россанский (ум. в 1004 г.). Епархии в Восточной Сицилии, на юге Калабрии и Апулии в 730–750 гг. были подчинены Константинопольскому патриархату. При Каролингах в этом регионе мирно сосуществовали административные единицы различных обрядов. Споры, которые разделяли Рим и Константинополь, не затрагивали единства до тех пор, пока Византийская империя контролировала Рим и некоторые районы Италии. Во второй половине XI в. отношения осложнились не столько из-за разделения церквей 1054 г., сколько из-за новой структуры Западной церкви во главе с Римом, который больше не поддерживал старую «федеральную» церковную организацию. После норманнского завоевания греческая церковная иерархия осталась только в Южной Италии, в Сицилии норманны основывали только латинские епископства. Политика норманнов состояла в постепенном подчинении Римской курии монастырей Южной Италии, потерявших в ходе завоевания свою административная связь с Константинопольским патриархом, и в быстрой латинизации греческих епископских кафедр. Норманны, обнаружив уцелевшие при арабах греческие монастыри, сохранившие при себе крупные земельные владения (например, св. Ангела в Броло, св. Филиппа во Фрагале, Пресвятой Богородицы и св. Варвары в Викари), по-видимому, для укрепления своей власти среди греческих жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и монастыри (до 1134 г. в основном греческие).

 



 
PR-CY.ru