ВОРОНЕЖСКАЯ и ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 44

Значительное влияние на художественную жизнь Воронежской епархии оказало прославление Митрофана Воронежского (1832 г.) и Тихона Задонского (1861 г.), было создано большое число их изображений, восходивших к иконографии архиерейских портретов XVIII – первой половины XIX вв. По сведениям архимандрита Димитрия (Самбикина), до канонизации святителей их изображения помещали на образках вместе с тезоименными святыми, Константинопольским патриархом Митрофаном и епископом Тихоном Амафунтским. Одно из наиболее известных изображений святителя Митрофана (в схиме, с духовным завещанием в руках), послужившее образцом для многих икон и гравюры Николая Ивановича Уткина (1838 г.), связано с именем воронежского живописца И.В. Шевцова, который не решался сделать копию со старого портрета, «почтя за грех написать такого святителя неверно», но после чудесного видения написал образ и впоследствии копии с него. Многочисленные эмалевые образки с изображением святителей заказывались ростовским эмальерам. Иконы с дарственной надписью-благословением архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) могли принадлежать местным живописцам. Исследователям известны серебряные раки святителей Митрофана (рельефная фигура, сцены Жития и сень; 1833 г., московский завод Николая Даниловича Полтавцева) и Тихона Задонского работы Верховцева. Исследователи полагают, что в связи с прославлением Митрофана граф Дмитрий Николаевич Шереметев вложил в Благовещенский собор Митрофанова монастыря серебряный напрестольный ковчег (дарохранительницу) весом 1 пуд 10 фунтов. Бытовали портреты некоторых местночтимых подвижников, например, портрет затворницы елецкого Знаменского монастыря Мелании (Пахомовой; ум. в 1836 г.), написанный неизвестным местным живописцем после видения старцу задонского Богородицкого монастыря Сергию. В той же обители в первой половине – середине XIX в. появились надгробные изображения местных подвижников: Тихона Задонского (до его прославления), схиигумена Евсевия, затворника Георгия (Машурина), схимонаха Митрофана (Голощапова), над гробом которого находилось серебряное рельефное изображение; некоторых представляли на гравюрах, печатавшихся в Москве и Санкт-Петербурге. В 1830–1840 гг. были прославлены чтимые в Воронежской епархии Богородичные иконы. Во время холерной эпидемии 1831 г. – Дивногорская (Сицилийская) икона Божьей Матери в Дивногорском Успенском монастыре и Нямецкая икона Божьей Матери в Христорождественской церкви в слободе Михайловке Богучарского уезда, список с чудотворной иконы Нямецкого монастыря в Молдавии (по преданию, XIV в.), который первоначально принадлежал воронежским дворянам Тевяшовым и Чертковым и в 1846 г. был подарен Иваном Дмитриевичем Чертковым крестьянам принадлежавшей ему слободы Михайловки. В южных уездах, в Крестовоздвиженских храмах слобод Алексеевка и Россошь почитались списки с Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря близ Харькова. В Акатовом монастыре хранился местночтимый образ Божьей Матери «Живоносный Источник» (1820 г.), устроенный тщанием архимандрита Мефодия, в Белогорском Воскресенском монастыре – икона с редким наименованием «Мария благую часть избра», принесённая в 1840 гг. некой странницей из Киева.

 



 
PR-CY.ru