ВОРОНЕЖСКАЯ и ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 42

В 1801 г. был создан почитаемый в Воронеже крест с частицами Животворящего Креста и ризы Господней, мощами многих святых, заказанный купцом Саввой Аникеевичем Аникеевым и служивший храмовым образом Крестовоздвиженской (Петропавловской) церкви (восьмиконечный крест был вставлен в икону с образами святых в медальонах, мощи которых хранились в кресте, и вкладной надписью на обороте). Среди наиболее важных событий художественной жизни последней четверти XVIII в. исследователи называют обновление интерьера (1784–1786 гг.) воронежского кафедрального Благовещенского собора, предпринятое епископом Тихоном (Малининым). Храм был расписан «наилучшей итальянской живописью», установлен новый двухъярусный иконостас с центральной полуротондой, завершённой балдахином (под ним находилось изображение Спасителя на престоле, выше – резные фигуры ангелов, державших образ «Воскресение Христово»). Иконы писал живописец из города Бирюча И.М. Вейделев (иконостас сохранился до перестройки собора на рубеже 1860–1870 гг.). Одновременно по заказу сотника Д.П. и его жены Н.Ф. Перрен-Синельниковых сооружены иконостас и надпрестольная сень для верхнего храма нового Троицкого собора в Острогожске: колонны и резные гирлянды выполнил тульский мастер И.Н. Кудрявцев, иконы – неизвестный московский живописец, убранство дополняли серебряные сосуды и паникадила, заказанные Н.Ф. Синельниковой. Тогда же острогожский живописец А.Л. Осадченков написал иконы для иконостасов нижнего храма Троицкого собора, Алексей Иванович Величковский, выпускник Академии Художеств, живописец из города Валки Харьковской губернии, – пять картин и плащаницу для верхнего храма, он же писал иконы для кладбищенской церкви Крестовоздвижения в Острогожске (около 1802 г.); в притворе этой церкви по украинской традиции находился портрет храмоздательницы Н.Ф. Синельниковой. Сохранились сведения о мастерах, трудившихся в Воронежской епархии во второй половине XVIII в.: Степан Арбузов в 1789 г. писал иконы для крестовой церкви архиерейского дома, острогожский золотых дел мастер Павленков выполнял богослужебные сосуды для церкви Рождества Богородицы в Острогожске. Предания о чтимых в Воронежской епархии иконах называют имена художников, в том числе лиц духовного сословия, например, образ Тихвинской Божьей Матери в Воскресенском соборе в Землянске был создан по желанию Тихона Задонского местным священником-иконописцем; он не знал, как выглядит икона, и по начертанию, сделанному святителем на двери, написал образ Богоматери в человеческий рост, который затем был вырезан из двери и поставлен в городском соборе; судя по размерам («в рост человека»), икона была списком с Тихвинской иконы Божьией Матери из новгородской Воскресенской кладбищенской церкви. О развитии иконописания в юго-западной части Воронежской епархии косвенно свидетельствует происхождение живописца Вейделева, в 1780 гг. работавшего для Благовещенского кафедрального собора, и история чтимой Смоленской иконы из Преображенской церкви слободы Никитовки Валуйского уезда. В 1803 г. её вынес на продажу «туземный маляр», образ был подхвачен вихрем и опустился к сидевшим рядом крестьянам, которые выкупили икону и поставили её в слободской церкви.

 



 
PR-CY.ru