ВАРСОНОФИЙ II, Иван Васильевич - Страница 5

На одной из икон (Государственный объединённый музей Республики Татарстан) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединён переходом с архиепископским двором, на втором плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского монастыря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, Варсонофий и Герман предстоят в молении образу Казанской Божьей Матери (конце XVII – начало XVIII вв., Русский музей). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) есть на правой створке трехстворчатого складня (первая четверть XIX в.). Среди вселенских учителей и святителей Гурий и Варсонофий изображены фронтально на саккосе митрополита Ростовского Ионы (Сысоевича), вклад Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых в ростовский Успенский собор (1665 г., Ярославский историко-архивный музей-заповедник) и на саккосе из Благовещенского собора Сольвычегодска (около 1665 г., Сольвычегодский историко-художественный музей). С московскими святителями Герман, Гурий и Варсонофий представлены на раме от Тихвинской иконы Божьей Матери начала XVIII в. из Троицкой церкви Свияжска (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан): Варсонофий ниже Гурия, с более узкой и длинной тёмной бородой. На старообрядческих иконах XIX–XX вв. Варсонофий изображён среди избранных святых с Гурием, оба с удлинёнными узкими бородами с сединой, в низких полукруглых митрах (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан; частное собрание, Казань). Однофигурные изображения Варсонофия известны исследователям на иконах XIX – начала XX вв. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, Варсонофий стоит фронтально на орлеце, в проёме царских врат, по сторонам массивные колонны (вторая половина XIX в., Центральный музей имени Андрея Рублёва; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиепископ Тверской Григорий благословил кимрского купца И.П. Малюгина). В начале XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего Варсонофия с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик Варсонофия исполнен в академической манере с влиянием неорусского стиля (Центральный музей имени Андрея Рублёва). В медном литье изображения святителей Гурия и Варсонофия в молении помещены на левой створке складней (на правой – Иоанн Предтеча и святитель Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., Центральный музей имени Андрея Рублёва), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., Центральный музей имени Андрея Рублёва); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., Церковно-археологически кабинет Московской духовной академии). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (Государственный объединённый музей Республики Татарстан; фотография (около 1941 г.) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в Государственном объединённом музее Республики Татарстан).



 
PR-CY.ru