ВАРСОНОФИЙ II, Иван Васильевич - Страница 4

Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия (освящён в 1647 г.) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4х93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7х80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и Варсонофий представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., Центральный музей имени Андрея Рублёва). Часто святые Гурий и Варсонофий обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII–XIX вв. (Исторический музей – со святыми на полях; Ярославский художественный музей; Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник); на шитой пелене, вложенной Дмитрием Александровичем и Григорием Дмитриевичем Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (конец 1650 – 1660 гг., Нижегородский историко-архивный музей-заповедник), Гурий и Варсонофий в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего монастыря, шитой в традициях строгановских мастеров (первая половина – середина XVII в., Государственный объединённый музей Республики Татарстан), святители Гурий и Варсонофий, в рост в трёхчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у Варсонофия в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещённым на верхнем поле (например, икона второй половины XVII в., Исторический музей). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского кремля (1654 г., Государственный объединённый музей Республики Татарстан), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и Варсонофия (Варсонофий ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе начала XVIII в. «Богоматерь Шуйская – святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами – горки (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»). В деисусной композиции Гурий и Варсонофий (в повороте влево) – на иконе XVII–XVIII вв. (Ярославский художественный музей), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) – по бокам на створах (XVII в., Исторический музей). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., Исторический музей). Варсонофий, вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Исследователям известно несколько таких икон-пядниц начала – первой четверти XVIII в. (Государственный объединённый музей Республики Татарстан, Пермская государственная художественная галерея): святители (слева направо Гурий, Варсонофий, Герман) с Евангелиями (Варсонофий держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамлённые живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображён с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями.

 



 
PR-CY.ru