ВАЛЕРИАН ЦЕМЕЛЬСКИЙ - Страница 2

Полный сборник гомилий дошёл до нас в единственной рукописи из монастыря Корби. Гомилии «О благе мученичества» находятся также в поздней рукописи XVI в. (опубликовано в 1929 г. А.М. Рибери); в этом манускрипте за ними следует гомилия «На освящение церкви», которую издатель счёл возможным также приписать Валериану Цемельскому, хотя эта атрибутация вызывает у исследователей сомнения. Иногда Валериану Цемельскому также приписывают «Страдания святого Понтия, мученика Цемельского», но, по мнению исследователей, этот памятник в своей окончательной форме сложился к концу VIII в. В доктрине Валериана Цемельского о благодати и его нравственно-аскетических воззрениях исследователи видят сильное влияние Иоанна Кассиана Римлянина. Однако Валериан Цемельский не повторяет этого богослова, а перерабатывает его концепции, усваивая основные принципы. Он придерживается идеи о необходимости для спасения помощи Божественной благодати, но вместе с тем не отрицает и наличия свободной воли. После грехопадения человеческая природа столь ущербна, что человек не может совершать добро, но в его свободной воле остаётся стремление к нему: «Нам свойственно добро желать, а Христу совершать» Это стремление происходит от «духа мудрости», вложенного в человека при творении. Таким образом, все добрые дела людей следует приписывать Богу, т.к. Он – единственный, кто благ по природе. Но Бог совершает их посредством человека, и в этом добром делании Божественная благодать действует в согласии с человеческой волей. Поэтому Валериан Цемельский постоянно призывает христиан молиться о ниспослании Божественной благодати, укрепляющей и приводящей в исполнение благие желания человеческой воли. Он определяет благодать как Божественную помощь, укрепляющую добровольное человеческое стремление к благу. В этом Валериан Цемельский расходится не только с Августином Блаженным, считавшим, что действие благодати всегда предшествует любому благому устремлению, но отчасти и с Иоанном Кассианом, который допускал, что действие благодати может как предшествовать человеческому стремлению, изменяя его к лучшему, так и следовать за ним, укрепляя в добродетели. Валериан Цемельский даёт понять, что благодать действует лишь вслед за желанием добра, которое наравне с желанием зла проистекает от свободной воли человека. Во власти человека, принадлежать ли Христу, допустив действовать через себя Его благодати. Валериан Цемельский исключает из своего учения о действии благодати промысел Божественной премудрости в деле спасения, на который делает упор Иоанн Кассиан. В области аскетики Валериан Цемельский также перерабатывает принципы, заложенные Иоанном Кассианом. Он адресует свои гомилии мирянам, а не монахам, поэтому учение о совершенстве присутствует в них на втором плане, как некая дальняя цель. Валериан Цемельский не вдаётся в детали, связанные с достижением совершенства, сосредоточивается на описании деятельной жизни в борьбе со страстями и послушании воле Божьей. Из трёх видов побуждений, которые, согласно Иоанну Кассиану, заставляют человека удерживаться от пороков, Валериан Цемельский пишет лишь о страхе наказания за непослушание и нарушение Божественного порядка. В его гомилиях исследователи часто встречают рассуждения на темы празднословия, гневливости, неисполнения данных обетов. В гомилиях «О благе соблюдения мира» он призывает паству любить врагов и выстраивает лестницу достижения этой любви: отказ воздавать злом за зло, оказание добра своим врагам и, наконец, молитва за ненавидящих. Только через достижение полной любви, всецелое послушание Божественной воле, победу над алчностью во всех её проявлениях и обуздание прочих пороков человек может достичь пути к духовному совершенству.



 
PR-CY.ru