ВАЛЕРИАН ЦЕМЕЛЬСКИЙ

ВАЛЕРИАН ЦЕМЕЛЬСКИЙ (ум. около 460 г.) – епископ города Цемелий (Кемелий; лат. Cemelium, Cemenelum; совр. Симье, район города Ниццы) в юго-восточной Галлии, церковный писатель, святитель (память в Западной церкви 23 июля). Предположительно был тем знатным юношей, увлекавшимся философией, которого Лугдунский епископ Евхерий в сочинении «О презрении к миру» (около 432 г.) убеждает отказаться от мирской жизни, обратившись к истинной христианской мудрости. В дальнейшем Валериан Цемельский упоминается в кругу выходцев из Леринского монастыря: Илария Арелатского, Солония Генавского, святителя Верана. Уже в сане епископа Валериан Цемельский присутствовал на Соборах в Регии (439 г.) и Вазио (442 г.); его подпись стоит под петицией галльских епископов к папе Римскому Льву I Великому (440–461 гг.) о первенстве Арелатской кафедры (450 г.) и под постановлением Арелатского собора (451 г.), одобрившего Томос папы Римского Льва I Великого к Константинопольскому патриарху Флавиану. Валериан Цемельский присутствовал на Арелатском соборе (между 452 и 454 гг.), занимавшемся урегулированием конфликта между Леринским монастырём и епископом города Форум Юлия (современный Фрежюс). Из творений Валериана Цемельского сохранилось «Послание к монахам», которое представляет собой наставление, построенное на цитатах из четырнадцати посланий апостола Павла (по одной от каждого), а также сборник из двадцати гомилий, главным образом, назидательного содержания. Первая гомилия «О благе послушания» («De bono disciplinae») выражает нравственные воззрения автора. Послушание (позднелат. «disciplina» – чин, соблюдение порядка) трактуется Валерианом Цемельским как добровольное соотнесение всех действий с Божественной волей. Развивая идею Амвросия Медиоланского, он указывает, что весь миропорядок зиждется на послушании, которое стихии оказывали творящему Божественному Слову. Таким образом, это есть первейшая, существующая от начала творения добродетель, искони заповеданная Богом. Гомилии 2 и 3 представляют собой толкование на Мф. 7:13–14. Гомилия 4 «О неисполненных обетах» начинается рассуждением о необходимости твёрдо держать слово и завершается призывом к делам милосердия, которые являются долгом всякого христианина. Гомилии 5 и 6 «О надменных словах» и «О пустословии» представляют собой увещевания воздерживаться от грехов, совершаемых посредством слова. Гомилии 7–9 «О милосердии» призывают паству к делам благотворительности. Гомилия 10 «О прихлебателях» («De parasitis») посвящена обличению социальных пороков поздней Античности. В гомилии 11, озаглавленной «Кто хвалится – да хвалится в Боге», Валериан Цемельский даёт развёрнутое учение о благодати. Гомилии 12–13 «О благе сохранения мира» – увещевание обуздывать гнев и гордыню и творить добро своим врагам и молиться за них. К этим гомилиям по своему содержанию примыкает 14-я «О смирении». В гомилиях 15–17 «О благе мученичества» и 18 «О мучениках Маккавеях» Валериан Цемельский призывает почитать мучеников и обращаться к ним с молитвами, т.к. они ходатайствуют за людей перед Богом. 19-я гомилия – «О сорокадневном посте». В гомилии 20 «Об алчности» Валериан Цемельский расширяет смысл понятия «алчность» («avaritia», «cupiditas»), которое у него означает не просто жажду наживы, но стремление к любым благам этого мира; в этом отношении алчность является корнем зла и порождает прочие пороки. По мнению Ж.П. Вейса, в своих гомилиях Валериан Цемельский стремится подражать беседам Василия Великого (впрочем, это относится, по мнению исследователей, прежде всего, к стилю и манере подачи материала, а не к мировоззрению).

 



 
PR-CY.ru