ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ - Страница 2

Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) августа. Дополнение и исправление службы было поручено Б.А. Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову; впоследствии епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 г. (издание отличалось большим количеством опечаток). Священноисповедник Афанасий (Сахаров) редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание её вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской патриархией в 1978–1989 гг. По мнению исследователей, служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисповедника Афанасия (Сахарова) выделить её в круге праздников Русской православной церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать её как в воскресный, так и в будний день. Исследователи отмечают, что некоторые особенности составленной священноисповедником Афанасием (Сахаровым) службы не вполне традиционные: поимённое перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение трёх величаний, обращённых к Богу, Божьей Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе. Помещённое в Минее последование включает тропари восьмого гласа и четвёртого гласа; кондак третьего гласа, на подобен «Дева днесь»; канон утрени восьмого гласа, ирмос; малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице восьмого гласа, ирмос; больше десятка самогласнов, три цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис. 49:8–15, Сир. 44:1–14, Прем. 3:1–9; Евангелие утрени: Мф. 4:25–5:12; чтения литургии: прокимен из Пс. 15, Кол. 3:20–4:3 (или Евр. 11:33–12), аллилуиарий со стихами Пс. 43, Лк. 12:32–40 (или Мф. 4:25–5:12), причастен Пс. 149:4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые её части – молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые её тексты (например, стихиры-подобны) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской церкви.



 
PR-CY.ru