ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ

ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ – второе воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвящённое празднованию памяти всех русских святых. Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями. После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т.е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь третьего гласа, кондак восьмого гласа, на подобен «Яко начатки», канон восьмого гласа, ирмос. По певческим рукописям с XVII в. исследователям известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно шесть) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции. Около 1643 г. иеромонах Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митрополита Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т.е. украинский аналог службы в честь Всех русских святых. В конце 1640 гг. по образцу службы иеромонаха Мелетия Сирига соловецкий иеромонах Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна исследователям по единственной рукописи XVII в. – Российская национальная библиотека). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия Сирига и Сергия (Шелонина) посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу. Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием Сиригом и Сергием (Шелонинным), не получили. Помимо гимнографических произведений для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев, иеромонах Сергий (Шелонин) – «Похвальное слово русским преподобным». Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению поместного Собора Российской православной церкви 1917–1918 гг. На заседании 7 (20) августа был заслушан доклад профессора Бориса Александровича Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Недели всех святых по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе.

 



 
PR-CY.ru