«ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЁННЫЙ»

«ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЁННЫЙ» – миниатюрная икона Божьей Матери (33х29 см), 1660–1670 гг. (Государственная Третьяковская галерея). Надпись на нижнем поле сообщает, что икона была создана жалованным иконописцем Оружейной палаты Никитой Ивановым Павловцем; заказчик неизвестен; в Третьяковскую галерею поступила из собрания московского мецената, художника и коллекционера князя Сергея Александровича Щербатова. На иконе изображен сад четырёхугольной формы с травами и цветами. Золотая изгородь с серебряными точёными балясинами украшена золотыми вазами с тюльпанами и гвоздиками, такие же вазы с цветами – в саду, около водоёма. В водоём выступает полукруглая площадка (напоминающая амвон), на которой стоит Пресвятая Богородица в царском одеянии, два ангела венчают Её короной. На руках Она держит Предвечного Младенца, тоже в царском одеянии и в короне. Название иконы восходит к тексту, описывающему рай, из Книги Песнь Песней Соломона (Песн. 4:12–15). По толкованиям отцов церкви, Книга Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и церковью. На непорочное зачатие и девственное рождение указано через образ Девы-Матери «как Вертограда заключённого, Источника запечатленна», только Садовник-Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей Её девства. Она – заключённый Колодезь и Источник запечатлённый, ибо от Неё, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа. Так воспевается это в церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (первый тропарь девятой песни канона Октоиха восьмого гласа в субботу на повечерии). В средневековой символике «Вертоград заключённый» имеет два связанных друг с другом значения: Пресвятая Богородица (девство, непорочность) и рай (безгреховное состояние человечества). В образах райского сада, встречающихся в гимнографии, часто говорится о саде «ограждённом», поскольку ограда ассоциировалась со спасением, изолированностью от греха. Изображение Богоматери, символизирующей рай, известно исследователям в композиции «Страшный Суд» в византийском искусстве с XI в. как в миниатюрах рукописей, так и в храмовых росписях.

 



 
PR-CY.ru