ВМЕСТООБРАЗНАЯ - Страница 2

Исследователи полагают, что именно необходимость полемики с иконоборцами заставила Иоанна Дамаскина особо остановиться на термине «вместообразная» при изложении учения церкви о евхаристии. По его словам, «хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа, но само обоженное Тело Господа»; комментируя текст анафоры Василия Великого, Иоанн Дамаскин писал, что Святые Дары называются вместообразной «только до их освящения», таким образом он снимает двусмысленность термина «вместообразная», хотя и не объясняет его словоупотребление в III–IV вв., когда этим термином, как правило, обозначались уже освящённые Дары. Позицию Иоанна Дамаскина в отношении термина «вместообразная» занял седьмой Вселенский собор, впоследствии её придерживались и поздневизантийские экзегеты, например, Феофилакт Болгарский; традиционно с этой точки зрения православные авторы рассматривают вопрос о времени преложения Святых Даров. На латинском Западе эквивалентные «вместообразной» термины были отвергнуты в ходе споров IX–XI вв. о реальном присутствии Христа в евхаристии, поскольку понятие «образ» («figura») было противопоставлено понятию «истина» («veritas»; см. также ст. Беренгар Турский, Пасхазий Радберт, Ратрамн из Корби). Поскольку употребление по отношению к освящённым Дарам авторами III–IV вв., не сомневающимися в реальности евхаристических Тела и Крови, термина «вместообразная» требует разъяснения, современными учёными предложено несколько возможных интерпретаций. Некоторые считают, что посредством этого термина была сделана одна из первых (т.е. предпринятых в тот период, когда христианская богословская терминология ещё только формировалась) попыток рационально объяснить идентичность Даров с Телом и Кровью Христовыми. Ряд исследователей объясняют его через сопоставление христианской евхаристии с ветхозаветными жертвоприношениями, которые в этом случае выступают как образы истинной Жертвы Христовой. Другие истолковывали термин «вместообразная» как греческий аналог ветхозаветного понятия «знак Завета». По мнению большинства современных исследователей, термин «вместообразная» следует относить не к Святым Дарам, а к евхаристии в целом; тогда его можно понимать как указание, с одной стороны, на Тайную вечерю, прообраз каждой совершаемой евхаристии (Христос на Тайной вечере преподал ученикам Вместообразные таинства), с другой – на Крестную смерть Господа, ибо евхаристическая Жертва приобщает нас к смерти Господней (ср.: 1 Кор. 11:26; Рим. 6:5). Последнюю трактовку подтверждает употребление термина по отношению к таинству крещения.



 
PR-CY.ru