ВМЕСТООБРАЗНАЯ

ВМЕСТООБРАЗНАЯ – один из терминов христианского богословия таинств III–V вв., которым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино. Его понимание тесно связано с трактовкой таких понятий, как знак, образ, подобие, символ. У древнегреческих философов (как и в целом в греческой классической литературе) это слово в качестве специального термина не употреблялось (обычно встречается в значении «сопротивляющийся», «упорствующий», «противостоящий»). Особый смысл ему начинают придавать только в христианскую эпоху. Так, Плотин, обвиняя гностиков в создании нового языка, отличного от языка древних философов, в качестве примера приводил использовавшийся гностиками этот термин. В текстах Нового Завета это слово встречается дважды: в 1 Петр. 3:21 говорится, что спасение Ноя и его семейства посредством воды, по которой плавал ковчег, является образом Крещения, в Евр. 9:24 святилище иерусалимского храма рассматривается как  устроенное по образу или как копия истинного небесного святилища. В применении к евхаристии термин «вместообразная» впервые встречается в III в. у Иринея Лионского и в «Апостольском предании» и систематически употребляется до V в. В других греческих памятниках III–IV вв. («Евхологии Серапиона», «Дидаскалии апостолов») как синоним «вместообразной» появляется слово «подобие»; в латинских обычно используются «figura» и «similitudo» (в частности, выражение «figura corporis» встречается у Тертуллиана, который использует факт истинности евхаристического Тела Христова для доказательства истинности Боговоплощения). Наиболее значимым для православного богословия таинств является вопрос об употреблении термина в эпиклезе анафоры литургии Василия Великого (в её славянских рукописях термин «подобие» переводится как «вместообразная», иногда как «подобнообразная», «тождеобразная» или просто «образны»). Хотя большинство св. отцов III–VI вв. придерживались сакраментального реализма, термин «вместообразная» ни у кого из них не вызывал возражений. Но постепенно он оказался скомпрометирован ложными интерпретациями. Уже в «Apophthegmata Patrum» (V–VI вв.) среди изречений аввы Даниила Фаранского содержится рассказ о чуде, которое произошло со старцем, ошибочно, по мнению автора, утверждавшим, что Святые Дары – это не истинное Тело Христово, «но лишь Вместообразное». Впоследствии термин «вместообразная» оказался в центре иконоборческих споров. Лидеры иконоборцев заявляли, что только Святые Дары являются подлинной иконой (образом) Христа.

 



 
PR-CY.ru