ВИТРАЖ - Страница 2

Полученные фрагменты скрепляли свинцовыми перемычками, составлявшими сетчатую несущую конструкцию, которую помещали в оконную раму. Витражи из монолитных пластин бесцветного тонированного стекла расписывали керамическими красками различных цветов либо в технике «гризайль» (белой и коричневой или серой и чёрной красками). В XII–XIII вв. множество соборов были украшены витражами: во Франции – в аббатстве Сен-Дени, городах Бурж, Ле-Ман, церковь Сент-Шапель в Париже и др.; в XIV–XV вв. в Англии – Кентербери, Йорке, Уэлсе и т.д. В середине XII – первой половине XIII вв. в Германии возникли трёхчастные и пятичастные циклы витражей с Древом Иессеевым в центре и фланкирующими сюжетами из жизни Христа и чтимых святых, например, в церквах мученика Патрокла в Зосте (1160–1666 гг.), монастыря в Альпирсбахе (1160–1170 гг.). В XII в. стали изготавливать окна с медальонами, центральное место в них занимали сюжеты из Священного Писания, с XIII в. на витражах появились изображения архитектуры, например, колонные аркады. В росписи стекла мастера использовали приёмы фресковой живописи. Прорисовка деталей была рассчитана на восприятие издали. Буквы наносили кистью или выскабливали на фоне, отдельные детали (короны, края одежд) инкрустировали цветными стёклами, имитируя драгоценные камни. Источниками для композиций витражей служили гравированные рисунки, например, из «Biblia pauperum» конца XIII в., «Speculum humanae salvationis» XV в. и др. Специфические качества витража определили его особую роль в ансамбле готического храма: подчинённость принципу сквозной архитектуры обусловила эффект дематериализации, наивысшего одухотворения образов. Способность цветного стекла не только пропускать, но и преображать свет сближала витражи с характерным для средневековой мысли стремлением познать природу Божественного света. Свет как поток, связующий мир земной и горний, соответствовал важнейшим понятиям христианства: «истина», «дух», «любовь», «знание»; насыщение пространства храма многокрасочным освещением создавало особую эмоциональную атмосферу. В XIII–XIV вв. техника витража в целом не менялась, расширилась цветовая гамма, стали накладывать цветное стекло на бесцветное, что давало бо́льшее разнообразие тонов, позволяло увеличить площадь остекления и вставлять витражи непосредственно в оконные переплёты. Цветовые нюансы стали тоньше, открытие в XIV в. серебряной краски, которая давали оттенки от светло-жёлтого до оранжевого, позволило уменьшить количество фрагментов витража. Отдельные фигуры и группы изображали на фоне узорчатых ковров, порталов, под готическими крышами и балдахинами.

 



 
PR-CY.ru