ВИТРАЖ

ВИТРАЖ (франц. vitrage; лат. vitrum – стекло) – вид монументальной живописи, основой которого является орнаментальная или сюжетная композиция из стекла (реже слюды) или на стекле, размещённая, как правило, в оконном проёме. В христианской традиции витраж широко использовался в средневековых храмах Западной Европы, прежде всего, романских и готических, где он являлся частью художественного ансамбля, важным элементом архитектуры. Цветные стёкла существовали уже в Древнем Египте со 2 тыс. до н.э., в Древнем Риме – с I в. н.э. Судя по описаниям современников и археологическим данным, цветное стекло было использовано в окнах собора Святой Софии Константинопольской (а также зеркала), римской церкви Санта-Сабина (около 430 г.), исследователям известны три фрагмента с изображением Иисуса Христа из церкви Сан-Витале в Равенне (около 547 г.), в Западной Европе – в монастыре Ярроу в Англии (686 г.). Согласно «Liber pontificalis», окна алтарной апсиды следовало украшать цветным стеклом. В романский период (X–XII вв.) витражи исполняли, главным образом, в мозаичной технике, что сближало их композиции с мозаиками пола и монументальными росписями стен, детали прорисовывали тёмными красками. В середине XI в. появились первые фигурные и сюжетные витражи из фрагментов цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений, например, в соборе Нотр-Дам в Шартре (до перестройки в 1260 г.), базилике аббатства Клюни (XI в., не сохранилась). Наиболее сохранившиеся без значительных утрат витражи этого периода – группа пророков в хоре собора Аугсбурга (1065 г., Германия). Рецепты и методы изготовления витражей приводились в специальных рукописях, например, трактатe «Diversarum atrium schedula» монаха Феофила («О разных ремеслах», XI в.), которого исследователи отождествляют с западноевропейским мастером по обработке металла Рогером из Хельмарсхаузена. В готическую эпоху искусство витража достигло расцвета; были известны два основных типа витража: со свинцовой арматурой и из монолитных стёкол. Цветное стекло получали путём добавления в расплавленную массу окислов металлов: для синего – кобальта, зелёного – меди или железа, жёлтого – марганца или железа, красного – сочетания марганца с железом или медью и т.д. Согласно эскизу, отдельные фрагменты вырезали из стекла раскалённым железным остриём. При необходимости тёмными керамическими красками наносили основные детали изображения, после чего расписное стекло подвергали обжигу. Затем красками выделяли освещённые и затенённые места и вновь обжигали стекло.

 



 
PR-CY.ru