Словарь по христианству Т ТИМОФЕЙ II Элур

ТИМОФЕЙ II Элур

ТИМОФЕЙ II Элур (т.е. Тимофей Кошка) – Александрийский патриарх с марта 457 г. по январь 460 г., с конца 475 г. по 31 июля 477 г. Богослов, один из виднейший деятелей антихалкидонской партии в церкви, последовательный защитник монофизитской христологии. Рукоположён в пресвитеры Александрийским патриархом Кириллом Великим (412–444 гг.). После Халкидонского собора на Александрийскую кафедру вместо смещённого Диоскора (444–451 гг.) был поставлен Протерий (451–457 гг.), который за свою прохалкидонскую позицию был открыто отвергаем народом Египта. Вскоре после смерти императора Маркиана (январь 457 г.) антихалкидонитская партия, представляющая подавляющее большинство в Александрийской церкви, воспользовавшись отсутствием военачальника Дионисия, завладела главной церковью в Александрии и поставила патриархом Александрии пресвитера Тимофея, прозванного за его хитрость Элуром (букв. «кот», «хвост», «вертун»). Прозвище «Элур» получил за ловкие интриги против Протерия; стал патриархом после мятежа монофизитской черни в Александрии и был организатором убийства патриарха. После возвращения войск и попытки насильственного возврата на Александрийскую кафедру Протерия произошёл бунт, в результате чего Протерий был убит. Говорят, что Тимофей Элур взошёл на кафедру не без мошенничества: будто бы он сам ходил по монофизитским кельям и через трубочку внушал монахам, что он – Ангел и послан от Бога с повелением избрать патриархом Тимофея Элура. Как бы то ни было, но после смерти Протерия кафедра в Александрии стала вакантной, и её занял Тимофей II Элур. Однако оказалось, что приверженцы Элура поторопились с его избранием. Вновь избранный император Лев I Великий (457–474 гг.) был таких же церковных убеждений, как и его предшественник. При вступлении на престол Лев I Маркелл должен был заняться делом о церковной смуте в Египте. Отвержение халкидонского диофизитства и укрепление позиций монофизитства в Египте шли вразрез с имперской идеологией, что не могло остаться без внимания константинопольских властей. Преданный Халкидонскому собору новый император обратился ко многим иерархам церкви с циркуляром, где содержалось три вопроса, и первый из них был об отношении к Тимофею II Элуру (второй и третий вопросы касались признания Халкидонского собора и созыва нового Вселенского собора). Почти все епископы, не привыкшие открыто выступать против воли императоров, выразились не в пользу Тимофея II, и только критские епископы (хотя и с некоторыми оговорками) заявили: «О Тимофее же… мы определяем, что он твёрд на престоле». Тем не менее, в 460 г. под давлением папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.) император сослал патриарха Тимофея II Элура в Гангры в Пафлагонии (несмотря на заступничество влиятельного вельможи Аспара), а на его место патриархом был поставлен халкидонит Тимофей III Салофакиол (460–475, 477–482 гг.), человек уступчивый и избегавший обострения христологического конфликта. Поскольку и в ссылке патриарх Тимофей II продолжал вести свою пропагандистскую деятельность, в 464 г. его отправили на северную окраину империи в далёкий Херсонес. Он был возвращён на свою кафедру императором Флавием Василиском (475–476 гг.), небезосновательно считавшим, что противников Халкидонского собора в духовенстве империи гораздо больше, чем его сторонников, а в Египте монофизитов сознательно поддерживало и большинство простого народа. Кроме того, его возвращению на кафедру способствовал антагонизм Эфесской и Константинопольской церквей: на основании циркуляра Тимофей II возвратил Эфесскому епископу Павлу (монофизиту) права патриарха. Василиск издал «Энциклион», в котором признал два Эфесских собора и отверг как заблуждение учение Евтихия, так и вероучение Халкидонского собора. После победы Зинона (476–491 гг.) над Василиском «Энцикликон» был отменён, однако сохранилась общая антихалкидонская политика императоров, не способных репрессиями навязать Александрийской церкви Халкидонский собор. После свержения Василиска Тимофей II Элур принял яд, страшась наказания за свою борьбу против Халкидонского собора, и скончался 31 июля 477 г. После его смерти, при патриархе Петре III Монге (477, 482–489 гг.), ради успокоения возмущений в Египте, император Зинон издал свой знаменитый «Энготикон».

 



 
PR-CY.ru