Словарь по христианству С СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 9

СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 9

Главный орган собора в Страсбурге находится не на привычном месте, за центральным фасадом (над входом в собор, напротив клироса), а просто у северной стены нефа, в «ласточкином гнезде». Такой тип расположения органа встречается также в соборах Шартра и Меца (обычно такой подвесной вариант выбирали в случае очень длинного нефа). Поэтому орган «висит» как «ласточкино гнездо», выступающее их стены на уровне второго проёма центрального нефа (т.е. не посередине, а ближе ко входу). Относительно небольшой по размеру, он отличается прекрасной отделкой, помещён в готический корпус 1491 г., созданный Фредериком Кребсом. Этот полихромный проспект невероятно красив и многоцветен. В нём смешиваются красный, зелёный, синий цвета и позолота. В нижней части органный корпус заканчивается подвеской (парусом), которая ещё старше, чем сам корпус (относится к 1385 г.). Подвеска также отличается богатой отделкой. В её нижней части установлена статуя Самсона, укрощающего льва (механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев даже умел рычать). Внизу, на «замковом камне», находятся три фигурки музицирующих Ангелов, один из которых играет на гитаре, другой – на лютне, а третий – на портативном органе. По бокам от органа есть две забавные фигурки, которыми может управлять органист: с левой стороны – фигурка Глашатая, с правой – бородача, т.е. продавца кренделей (бретцелей); в Средние века они продавали выпечку изголодавшимся в пути паломникам. Эту куклу-марионетку называют также «Рораффе», т.е. обезьяна-ревун. Глашатай по воле органиста может подносить ко рту трубу со знаменем, на одной стороне которого изображён герб Страсбурга, а на другой – Богоматерь с Младенцем. На пьедестале под Глашатаем изображены фигурки двух склонившихся под его весом рабочих, которые слушают музыку. На пьедестале под продавцом изображены также двое рабочих, которые тащат мешок с мукой, кувшин воды и банку соли. У продавца двигаются рот и правая рука, а ещё он, как следует из его второго названия (обезьяна-ревун), использовался как горлан. Для этого специальный люк позволял служителю собора пробираться внутрь органной подвески (полой и великолепно резонирующей), в своеобразную «суфлёрскую будку», и, оставаясь невидимым, издавать звуки и подавать издевательские реплики (т.е. обезьяна-ревун просто говорила его голосом). Он должен был будить прихожан во время длинных проповедей, насмешничать, петь игривые песенки, а главное – всеми возможными способами противоречить, доводя проповедников «до белого каления». Рассказывают, что известный и всеми уважаемый проповедник XV в. Иоганн Гейлер фон Кайзерберг не раз выходил из себя из-за этих провокационных нападок и даже жаловался начальству. Но есть версия, что балагур специально назначался и по всем правилам оформлялся на работу коллегией управляющих страсбургского Нотр-Дама. Возможно, фигурки появились даже раньше, чем подвеска, относятся к началу XIV в. Исследователи считают, что они принадлежат Клаусу Карле из города Лора, который в 1324–1327 гг. руководил работами по строительству нового органа (находившегося, как известно, на том же месте, что и нынешний). Так или иначе, но свою функцию обезьяна-ревун начала выполнять не раньше 1490 г. После пожара 17 марта 1384 г., случившегося в день св. Гертруды (рабочие расположили костёр слишком близко от органного корпуса), орган Карле, разумеется, не уцелел, однако фигурки удалось спасти. После этого пожара решили построить более мощный и более красивый орган. Работы по его сооружению были завершены в 1385 г. Именно от этого органа до наших дней дошла подвесная часть и, возможно, органная галерея. Вскоре, когда потребовалось построить новый орган, старый корпус решили сохранить, а работы по инструментальной части поручить лейпцигскому мастеру Герлаху и мастеру из австрийского города Санкт-Пёльтен Генерису (Генерис потом остался в Страсбургском соборе работать органистом; он умер в 1480 г., во время игры на органе). Работы были завершены к Рождеству 1434 г., а в 1491 г. в соборе был построен новый орган. Именно для него был создан дошедший до нас органный проспект, шедевр пламенеющей готики, один из самых красивых и известных.

 



 
PR-CY.ru