Словарь по христианству С СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР

СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР

СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР (собор Страсбургской Богоматери, Нотр-Дам) – кафедральный собор Страсбурга, один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день после 151-метрового Руанского собора это самый высокий собор Франции). В 1647–1874 гг. он был самым высоким зданием в мире, но потом уступил первенство церкви св. Николая в Гамбурге, а также соборам в Ульме и Кёльне.  Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде (собор как будто взлетает; не случайно храм называют парящим розовым ангелом). На плане Нотр-Дам в Страсбурге обозначены все основные элементы строения готического собора (нартекс, центральные и боковые нефы, средокрестие, трансепт, а также порталы фасадов). Из всех элементов его наружного убранства особенно выделяется башня со шпилем (из двух задуманных башен возвести удалось только первую). Снаружи здание кажется сплетённым из красновато-коричневого песчаника. На том месте, где сегодня находится Страсбургский собор, уже во времена римского владычества возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII в. страсбургским епископом, местночтимым святым Арбогастом (ум. в 618 г.). При короле франков Карле Великом (800–814 гг.) его заменило более внушительное сооружение. Покровитель этой церкви, страсбургский епископ Ремигий (765–783 гг.) в своём завещании даже выразил желание быть погребённым в крипте этого строящегося храма. Исследователи считают, что именно в этом богато украшенном здании были произнесены знаменитые Страсбурские клятвы (договор от 14 февраля 842 г., который является древнейшим памятником старофранцузского языка). Страсбургский собор неоднократно страдал от пожаров: в 873, 1002 и 1007 гг. В 1015 г. страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (1001–1028 гг.) вместе с императором Священной Римской империи Генрихом II Баварским (1002–10024 гг.) закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015–1028 гг. в оттоновском стиле (период правления династии Оттонов охватывает X – первую половину XI вв.), был уничтожен во время пожара 1176 г. (в то время несущие конструкции использовались из дерева). Нынешнее здание собора строилось в 1176–1439 гг. После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург (1181–1190 гг.) решил построить на этом месте новый собор, который, по его замыслу, должен был превзойти базельский мюнстер (строительство велось на фундаменте прежнего храма, заложенного епископом Вернером). Первой возникла восточная сторона собора, в частности, хор и крипта. Но если от первого христианского храма VII в. до нашего времени не дошло ничего, то от собора, строившегося при епископе Вернере, сохранились крипта и трансепт. Западная часть крипты, капеллы св. Андрея и св. Иоанна, хор и купол, а также рукава трансепта (поперечного нефа) относятся к романскому и переходному (от романского к готическому) периоду (1176–1245 гг.). Три первых столба трансепта относятся ещё к романскому стилю, а четвёртый (Столб Ангелов) уже демонстрирует готические формы. В начале 1220 гг. в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были приверженцами совершенно нового (готического) стиля. Так что собор (как, собственно, и весь Эльзас) стал сплавом немецкого и французского стилей. Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий цвета (типично французские), так и зелёный, характерный для немецких соборов. Сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле началось строительство нового готического центрального нефа, что свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры (от старого романского нефа на тот момент остался только фундамент). Центральный неф, строившийся в два этапа (1235–1245 и 1253–1275 гг.), представляет собой чистый образец французской готики. Исследователи считают, что стилистически переход между различными частями собора был оформлен разумно: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в XI в. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учёл сооружённое ранее средокрестие (место пересечения главного нефа и трансепта), размеры которого превысить было невозможно.

 



 
PR-CY.ru