Словарь по христианству Р РОССО Джованни Баттиста ди Якопо ди Гуаспарре

РОССО Джованни Баттиста ди Якопо ди Гуаспарре

РОССО Джованни Баттиста ди Якопо ди Гуаспарре (1494–1540 гг.) – итальянский художник и скульптор, известный как Россо Фьорентино («Рыжий Флорентиец»). Он принимал участие и в росписи замка Фонтенбло – уникального памятника французского Возрождения, одного из самых значительных в мировой культуре. С именем Россо связана и Галерея Франциска I (1515–1547 гг.), созданная в 1534–1540 гг. и существующая по сей день (хотя и неоднократно переделывалась). Её стены расчленены по горизонтали на два яруса. Верхний украшен большими живописными композициями, обрамлёнными лепкой, включающей выполненные в высоком рельефе обнажённые фигуры и многообразные орнаментальные мотивы. Нижний облицован резными деревянными панелями (в XIX в. заменены новыми). Пространство между окнами заполнено чередующимися лепными и живописными панно. По богатству, разнообразию и изобретательности эти панно занимают выдающееся место. Это декоративное убранство, сплошь покрывающее стены, принципиально отличается от монументального декоративного искусства Высокого Возрождения с его строгим соответствием архитектурным членениям. Здесь под лепным декором сохранились 12 впечатляющих фресок, посвящённых Франциску I (к ним исследователи добавляют «Данаю» Приматиччо) и окружённых стукковой рамой. Почитатель Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.), о чём свидетельствуют рисунки по «Битве при Кашине», независимый по своей натуре и  критически  настроенный, Россо учился, возможно, у Андреа дель Сарто (1486/487 – 1531 гг.). 26 февраля 1516 г. он вступил во флорентийскую  корпорацию живописцев. После нескольких декоративных панно работал вместе с дель Сарто и Франчабиджо (1482–1525 гг.) в клуатре церкви  Сантиссима-Аннунциата   во Флоренции, где написал замечательную по колориту и  освещению фреску «Успение Марии» (1517 г.). Под влиянием Бартоломео Бандинелли (1488–1560 гг.) Россо придаёт своему рисунку большую остроту. В 1518 г. написал «Мадонну с четырьмя святыми» (Флоренция, Уффици). Это произведение, заказанное для больницы Санта-Мария Нуова, по свидетельству историка искусства Джорджо Вазари (1511–1574 гг.), было отвергнуто, поскольку «начальнику больницы... все святые показались там дьяволами...,  и  он убежал от него (от Россо),  крича, что его обманули». Картина «Снятие  с  креста» (1521 г.) отмечает новый этап в творчестве художника, полный лиричной и красочной экспрессии, которая  проявилась  в таких картинах, как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом» (1521 г., церковь Вилламанья, близ Вольтерры). Во время второго флорентийского периода Россо (к тому времени он уже хорошо известный художник) пишет алтарную картину семьи Деи («Мадонна с десятью святыми», 1522 г., Флоренция, Палаццо Питти). Это произведение, хотя и классическое по духу, по словам Вазари, «сначала люди не так уж хвалили, но постепенно признали его достоинства и начали превозносить всячески». Подобное случилось и с несколько странной композицией «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Однако великолепное  равновесие  линий и цвета в «Обручении Марии» (1523 г., Флоренция, церковь Сан-Лоренцо) «неизменно вызывало похвалу и удивление величайшее». В это же время были написаны «Портрет мужчины в шлеме» (Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) и «Портрет молодого человека» (Неаполь,  Каподимонте), а также самая абстрактная из его картин – «Моисей  защищает дочерей  Иофора» (Флоренция, Уффици). В 1523–1524 гг. Россо находился в Риме, где мог наслаждаться шедеврами Микеланджело и Рафаэля (1483–1520 гг.) и познакомиться с молодыми художниками-новаторами – Перино дель Вага (1501–1547 гг.) и Пармиджанино (1503–1540 гг.), с которым он работал в палаццо на виа Джулиа. В капелле Чези церкви Санта-Мария делла Паче он  написал фреску в люнете («Сотворение Евы») и «Грехопадение» (рисунки – Флоренция, Уффици, и Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Кроме того, он делал рисунки для гравюр (Безансон, Музей изящных искусств; Лион, Музей изящных искусств), в частности, «Подвиги Геракла» (гравированы Каральо), в которых проявилось влияние Бандинелли, римской школы («Похищение сабинянок»), а также Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг. – в картине «Ярость»).

 



 
PR-CY.ru