РОССО Джованни Баттиста ди Якопо ди Гуаспарре - Страница 2

К этому же периоду относится и приписываемая Россо картина «Соревнование пиерид с музами» (Париж, Лувр), но его недавно открытым шедевром является «Мёртвый Христос» (Бостон, Музей изящных искусств). Разграбление Рима заставило Россо бежать в Перуджу, где его друг гуманист Полластра подсказал ему сюжеты для четырёх картонов для свода церкви Санта-Мария делли Лакриме. В Борго Сан-Сеполькро он написал «Снятие с Креста» (церковь деле Орфанелле), создал множество рисунков, затем возвратился в Борго, чтобы закончить «Преображение», начатое в 1528 г. (Читта ди Кастелло, собор). В 1530 г. Россо отправился в Венецию, где остановился у писателя-сатирика Пьетро Аретино (1492–1556 гг.), который рекомендовал его французскому королю Франциску I, отправив ему рисунок «Марс и Венера» (Париж, Лувр). Россо, музыкант и широко образованный человек, понравился королю, который в 1532 г. сделал его своим первым художником, пожаловав ему королевские грамоты, привилегии и свободы и назначив каноником церкви Сен-Шапель. Из росписей, созданных Россо в Фонтенбло, сохранились немногие: так, был разрушен «Павильон Помоны», где он в 1532–1535 гг. работал вместе с Франческо Приматиччо (1504–1570 гг.); росписи известны по гравюре Антонио Фантуцци (1508 – позже 1550 гг.) и рисунку в Лувре. Эти мастера, под руководством которых были многочисленные сотрудники и помощники, принесли во Францию новые представления о красоте, приобщили французов к художественным идеалам Высокого Возрождения, ввели в искусство Франции целый арсенал новых художественных форм, противопоставив «новую манеру» «варварскому вкусу» готики. Однако сами они были типичными представителями маньеризма, холодными и изощрёнными виртуозами, стремившимися к элегантному утончённому искусству, нарочитым эффектам, в своих формальных исканиях отходивших от реалистических основ Возрождения. Вместе с тем оба они (особенно Приматиччо) были, несомненно, выдающимися декораторами, и их работы в Фонтенбло занимают видное место в развитии монументально-декоративного искусства. В них главную роль играет лепной орнамент, подчёркивая или дополняя сюжет самой фрески. После смерти Россо руководящая роль перешла к Приматиччо, из многочисленных работ которого в Фонтенбло сохранилась только лепка в комнате герцогини д,Этамп и частично галерея Генриха II (1547–1559 гг.). Россо умер, очевидно, своей смертью, хотя Вазари сообщает, что он покончил с собой. Один из главных представителей флорентийского маньеризма, Россо был и создателем Школы Фонтенбло; его мощная и оригинальная личность проявилась во Франции в необыкновенных декоративных работах, привнёсших в оформление Фонтенбло новые темы и стиль. Его творчество, широко известное благодаря гравюрам, оказало огромное влияние на всю европейскую живопись. Среди орнаментальных мотивов (маски, гирлянды, путти) есть и имитация завитка кожаной ленты, благодаря гравюрам имевшая особый успех. Для короля Россо исполнил копию «Леды» Микеланджело (картон – Лондон, Британский музей). Единственной картиной периода Фонтенбло является «Пьета» из Экуана (Париж, Лувр), написанная для коннетабля Монморанси (датировка исследователями признаётся спорной – около 1534 г. или около 1537–1540 гг.). По мнению некоторых исследователей, Россо выполнил во Франции и картину «Святое Семейство» (около 1540 г., Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), которую часто относят к итальянскому периоду (около 1521–1524 гг.). По гравюрам Антонио Фантуцци и Рене Буавена исследователям известны и несколько несохранившихся произведений художника («Юдифь»), а также маскарадные костюмы и ювелирные украшения, эскизы которых делал Россо. Однако им ничего не известно ни о проектах Россо для триумфальных арок по случаю въезда императора Карла V (1519–1558 гг.) в Фонтенбло, ни о его миниатюрах. От этого периода сохранились немногочисленные рисунки: подготовительные рисунки для утраченных картин («Пандора», Париж, Школа изящных искусств) и скульптур (проект табернакля, Лондон, Британский музей).



 
PR-CY.ru