РАЙ - Страница 2

Сказания о рае в Священном Писании очень краткие. В небесный рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в Него разбойник (Лк. 23:43); о таком рае говорил Иисус Христос апостолам: «В доме Отца Моего обителей много… иду приготовить место вам», а апостол замечал: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный» (2 Кор. 5:1). Небесный рай, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель (или «первое небо»); за ним, выше, есть ещё небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Священное Предание сообщает о рае не больше, чем Священное Писание. Апостол из семидесяти Климент Римский (ум. в 97, 99 или 101 г.) говорит об апостоле Петре, что он после смерти «отошёл в место славы», о Павле – что он «по кончине отошёл в место святое». Ученик апостола Иоанна Поликарп Смирнский (около 85 – 157 гг.) говорит о муже апостольском Игнатии Антиохийском (ум. в 107/117 г.) и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ученик Поликарпа Смирнского Ириней Лионский (около 130 – около 202 гг.) замечает, что «преложенные (т.е. умершие на земле праведники) преложены в раю, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных». Иларий Пиктавийский (около 315 – 367 гг.), Григорий Нисский (около 335 – после 394 гг.) и другие говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается вечное блаженство, которое наступит после всеобщего воскресения и Страшного суда. Ипполит Римский (около 170 – 236 гг.) и Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.) отличали рай (или небо) как специальное место селения мучеников и пророков от «лона Аврамова» как селения праведников. По словам Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.), «смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в раю или царствии небесном». По Ефрему Сирину (около 309 – 373 гг.), все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одна радость. Здесь они увидят мысленное Солнце, озаряясь светом которого, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божьими. Александрийский патриарх Афанасий Великий (около 295 – 373 гг.) говорит: «Вопрос, где находятся отошедшие души – вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отошедшие от нас». Все Отцы церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству. Некоторые (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о ещё живущих на земле. Это учение на Втором Никейском и Халкидонском соборах возведено в церковный догмат. Некоторые из богословов позже создали теорию особой утончённой телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения рая и хождения ещё живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы. Ряд этих сказаний о рае открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. в 203 г.), где небесный рай в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными деревьями, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему приписывается всё, что можно себе представить прекрасного в природе.

 



 
PR-CY.ru