РАЙ - Страница 3

В современном христианском и иудейском богословии, особенно в либеральной протестантской теологии с её склонностью к эволюционизму, присутствует тенденция к психологизации понятия рая, которое воспринимается преимущественно как внутренне состояние людей до утраты ими общения с Богом. В исламе учение о рае носит противоположный характер: рай там рассматривается подчёркнуто натуралистично. В исламской традиции Джанна рай возвышается над преисподней, уходя вверх, в многоярусные небеса, что аналогично и его средневековому христианскому пониманию. Согласно мусульманским представлениям, рай – некое подобие сада, обитель Вечного Пребывания с прохладными источниками, реками из молока, вина и мёда, где в тенистых рощах возлежат праведники в одеждах из парчи, им прислуживают прекрасные отроки, гурии и их собственные жёны. Представления о рае оттеняются представлениями об аде, преисподней, что наглядно ставит верующего перед выбором, отражает наше биполярное восприятие мира: верх – низ, вправо – влево и т.д. В Книге Иова преисподняя – царство сумрака и смерти. Пророки Израиля в дальнейшем усилили этот образ представлением о ненасытимой бездне (шеоле), где пылает всепожирающее пламя. Ад – тёмная тюрьма, царство безнадёжности, куда гнев Божий свергает грешников. В христианстве ад – огненная пучина, печь, «озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20). Он представляется реальностью чрезвычайно конкретной, где величайшее мучение заключается в лишении благ Царства Божьего, созерцания Бога и истинного света. Пламя ада – это пламя страстей, пламя злобы и зависти. Высшее страдание состоит в познании во всех её проявлениях и в чувстве богооставленности. Католичество разработало учение о чистилище, которое определяется как продолжительное посмертное заключение души и как испытание, которому должна подвергнуться душа грешника, спасённая Иисусом Христом, прежде чем перейти в небесную красоту. Чистилище – это такое место, где день длится годы, и где души раскаиваются в совершённых грехах и ожидают счастья лицезреть Господа. Представление о чистилище закрепилось в XII в., окончательно отделив его и от ада, и от рая. Для христианского искусства ад и рай с самого начала были одним из излюбленных предметов изображения – во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как и вообще в живописи. Православное учение о рае и аде резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях. В древнейшем тексте (александрийском) Литургии Василия Великого церковь молится, чтобы Бог вселил верных умерших «в место злачно, на воды упокоения, в раю веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых». В молитвах поминовения усопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего «в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».



 
PR-CY.ru