РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 3

Религиозную философию с теологией связывает также то, что теология всегда выступает теоретической базой религиозной философии, положения и выводы религиозной философии так или иначе согласуются с догматикой, с содержанием Библии, Корана, Типитаки и других вероучительных священных книг религий; в этом плане теология выступает своеобразным «ограничителем» конфессиональной философии; религиозная философия, в свою очередь, выполняет служебную функцию по отношению к теологии: философское (рациональное) знание, по убеждению Фомы Аквинского, позволяет более полно понять отдельные истины Откровения. В то время как теология исходит только из данных Откровения и в большинстве случаев представляет собой обязательную для всей конфессии доктрину, религиозная философия не имеет подобного статуса, и руководство конфессии подчас выделяет одну из существующих в её рамках религиозно-философских систем в качестве «официальной» (например, неотомизм в католицизме). Имея общую цель – обоснование конфессиональной догматики, теология и религиозная философия различаются по характеру и способам этого обоснования: религиозная философия выражает в системе понятий то, что теология считает достоянием веры; в отличие от теологии религиозная философия не апеллирует непосредственно к  авторитету. Обладая рядом общих черт и признаков, религиозно-философские системы в конфессиональных и внутриконфессональных проявлениях имеют свою специфику: характерной особенностью буддийской философии является её этико-практическая направленность; католической философии – доминирование рационалистического элемента, распространяющего на такие теологические положения, как существование Бога, бессмертие человеческой души, сотворение мира; православной философии – преобладание традиции византийского мистицизма, в основном, лишь дополняемого рационалистическим посылками; различных направлений протестантской философии –  стремлением решать сугубо философские проблемы в рамках теологии и т.д. Философия религии – это общий теоретический анализ религии в целом на основе совокупности данных различных наук о религии, позволяющих выявить и раскрыть наиболее общие проблемы и причины возникновения в историческом процессе закономерностей развития и становления, роли и места религии в обществе. Как известно, первичные древнейшие примитивные религиозные представления не исчезли и не утратили своего значения вплоть до настоящего времени. Они невидимыми нитями тянутся до наших дней, трансформируясь в общественном сознании в более сложные, причудливые формы с непрерывно обновляющимся содержанием, и достигают предельного развития в современных религиозных системах. В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры. Наука же рассматривает религию как один из элементов культуры, специфическую духовную деятельность, направленную на сверхъестественные объекты.



 
PR-CY.ru