Словарь по христианству П ПИЛАТ Понтий, Понтийский

ПИЛАТ Понтий, Понтийский

ПИЛАТ Понтий, Понтийский – римский прокуратор («правитель», «игемон»), управлявший Палестиной как частью римской провинции Сирии с 26 по 36 гг. н.э.; римский всадник. Он был преемником Валерия Грата и 6-м прокуратором Иудеи. Упоминается в качестве прокуратора Тацитом, хотя в других источниках фигурирует как префект. Подчиняясь легату Сирии как главному военному начальнику провинции, он имел, однако, значительные полномочия по делам своей области. Ко времени его прокураторства относятся главные евангельские события: выступление Иоанна Крестителя с проповедью и вся общественная деятельность Христа. По Новому Завету, Понтий Пилат приговорил Иисуса Христа к распятию, в чем был заинтересован Синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Согласно евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). Исследователи считают, что Пилат, по всей вероятности, будучи самнитянином по происхождению, состоял в родстве с самнитскими героями того же имени, а своей высшей должности достиг далеко не чистым путем. Обычной его резиденцией была Кесария, но по большим праздникам и для важных административных дел он приезжал в Иерусалим и подолгу оставался там. Будучи человеком высокомерным и жестким, он с презрением относился к иудейскому народу. Правление жестокого и коварного Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие обычаи и религиозные верования иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся. Философ Филон Александрийский, живший в I в. н.э., пишет, что Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Его величайшей несправедливостью (хотя и неохотное) было согласие на казнь ни в чем не повинного (по его собственному сознанию) Галилейского учителя. Этой уступкой озлобленным врагам Христа Пилат хотел отчасти примирить их с собой и загладить перед ними свои прежние грехи. Но он не достиг цели: на него был сделан в Рим донос, Пилат был лишен должности императором Калигулой и, согласно преданию, лишил себя жизни (Евсевий «Церковная история»); по другим сообщениям, казнён Нероном. Есть предание, что он был отправлен в ссылку в Галлию, где и умер. О нем есть упоминания и у светских писателей, например, у Иосифа Флавия и Тацита. По словам римского историка Тацита, «виновник этого названия (секты христиан), Христос, в царствование Тиберия прокуратором Понтием Пилатом был предан казни». А иудей Иосиф Флавий, перешедший на сторону римлян, писал: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой». Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, вначале был настроен против Христа и уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу, до самого распятия считая Христа обманщиком.

 



 
PR-CY.ru