ПИЛАТ Понтий, Понтийский - Страница 2

Но вот что он пишет о Пилате: «Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, – будет запрещение чеканить моё изображение на монетах, пока я жив». (Нужно отметить, что быть изображенным на монетах считалось у римлян чрезвычайно высокой честью.) Самое поразительное, говорит биограф Гермидий, что Понтий Пилат свое обещание выполнил. Когда он убедился, что Иисус Христос воскрес, то действительно запретил изображать себя на монетах. Сообщение Гермидия подтверждается современной нумизматикой. Монеты в Иерусалиме с того времени стали чеканить только с изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата. В 1961 г. в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то столицей римского наместника в Палестине, два итальянских археолога начали раскопки и среди прочих находок обнаружили камень размером приблизительно 70х100 см с латинской надписью. Антонио Фрова сумел расшифровать её и к собственному удивлению прочёл: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Это была первая находка, подтверждавшая историческое существование Пилата. Так или иначе, но после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую над ними Понтием Пилатом, в 36 г. римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим, и его дальнейшая судьба точно не известна. Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов. Коптская церковь даже канонизировала Пилата и его жену (жена Пилата нередко отождествлялась с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой в одном из посланий апостола Павла; по легенде, его женой была Прокула). Имя Понтия Пилата – одно из двух (кроме имени Иисуса), упоминающееся в христианском Символе веры («И во единаго Господа Иисуса Христа… распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»). По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтийстем Пилате» – указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории. Судьба Пилата стала предметом разных легенд, из которых одна связывает с его бедственной судьбой название одной из гор в Швейцарии, где он будто бы ежегодно появляется в Великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Ему приписывают так называемые «Деяния Пилата» – отчет императору Тиберию по делу о Христе. Образ Пилата нашёл отражение в культуре Нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса), в музыке (например, рок-опера «Иисус Христов – суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэббера) и в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н.Н. Ге).



 
PR-CY.ru