Словарь по христианству П ПАТАРЕНЫ, патария

ПАТАРЕНЫ, патария

ПАТАРЕНЫ, патария (от итал. pataria или pattaria – старые вещи, тряпки) – сторонники религиозного антицерковного и антифеодального движения, выступавшего в форме средневековой христианской (бюргерской) ереси. Возникло на севере Италии (Ломбардия) во второй половине XI в. (города Асти, Варесе, Павия и др.). Наименование, данное в насмешку, происходит от названия квартала Патария в Милане, ставшего центром движения. Квартал был населен сборщиками тряпья, здесь же находился рынок старьевщиков. Местоположением определялся основной социальный состав движения, вобравшего в себя городскую бедноту и нищих. Позднее к патаренам примкнули мелкие феодалы (вальвассоры, капитаны) и часть духовенства, поэтому движение соединяло в себе самые разнородные стремления и интересы. Антагонизм неимущих и бесправных против власти и богатства, борьба проснувшегося свободолюбия городов против немецкого владычества, протест людей строгого, клюнийского направления против обмирщенного духовенства, сепаратизм миланской церкви, отстаивавшей независимость от римской курии, тенденция духовенства слиться с местным дворянством в наследственную касту, имперская политика клира и мелких феодалов – вот та почва, на которой выросла патария. Лидерами движения были Ариальд, Эрлембальд, Ландульф и др. На идеологию патаренов оказало влияние движение богомилов, обусловившее дуализм их мировоззрения. Патарены проповедовали бедность, аскетизм, отвергали католическую обрядность, критиковали обмирщение клира. Ряд их требований был созвучен с призывами Клюнийского движения (например, требования отказа от симонии – продажи церковных должностей). В религиозно-политическом аспекте патарены выступали против немецкого владычества в североитальянских городах, назначения епископов германскими императорами и т.д. Первые симптомы движения обнаружились сразу после смерти императора Генриха III Черного (1039–1056 гг.), сына Конрада II Франконского (1024–1039 гг.) в Павии и Асти, где горожане прогнали поставленных императором епископов. Одновременно с этим дьякон Ариальд, строгий аскет и образованный богослов, знакомый с клюнийским учением, открывает в г. Варезе поход против «прелюбодеев» (женатых священников) и переносит в Милан проповедь целомудрия и безвозмездного совершения треб. В лице молодого клирика Ландульфа, происходившего из высшей знати (капитанов), увлекательного оратора с задатками демагога, Ариальд нашел деятельного сотрудника. Недовольные слои населения представляли очень благодарную публику для зажигательных речей Ариальда и Ландульфа, которые называли таинства «симонистов и николаитов» собачьим дерьмом (canina stercora), их богатые церкви – «конюшнями», и указывали алчной толпе на имущество женатого и продажного духовенства как на законную добычу. Успех этого движения, нагнавшего панический страх на духовно-феодальное общество Ломбардии, объясняется тем, что идеи аскезы и «ангельской чистоты» вступили в компромисс с развитием демократических элементов. Капитаны и вальвассоры встали на сторону своих родственников, женатых клириков.

 



 
PR-CY.ru