ПАТАРЕНЫ, патария - Страница 3

Еще ожесточеннее разгорелись страсти, когда папой стал Григорий VII (1073–1085 гг.), уже давно руководивший движением. Он видел в патарии самое верное оружие для борьбы за его принципы и использовал движение в борьбе с императором Генрихом IV (1056–1106 гг.) за инвеституру (право вручения символов власти новоназначенным епископам и аббатам, т.е. фактически – за право назначения) и в проведении Клюнийской реформы. В 1075 г. аристократия и священники составили заговор, к которому пристали и другие слои населения, недовольные вечной резней и пожарами. Во время кровопролитной стычки на улицах Милана был убит Эрлембальд. Лишившись своего талантливого вождя, патария терпит урон за уроном. Контрреволюция епископов, вступивших в формальный союз с Генрихом IV, выбивает их из всех позиций. Но на место павших являются новые вожди: Вифред, Генрих и Ардерис. Вступив в союз с «великой графиней» Матильдой, патарены, наконец, берут верх, но борьба еще долго продолжается в ломбардских городах. Когда к началу XII в. она затихла, в сложившихся ломбардских коммунах конфликт папства и империи отошел на задний план, а на передний вышел вопрос о вольности городов, охраняемых мужественным населением, сословная рознь которого постепенно стушевывается, и в XII в. движение было разгромлено. История патарии имела громадное значение для всей церкви. Патарены способствовали образованию в Ломбардии городских коммун и оказали влияние на другие антицерковные и антифеодальные движения в XII–XIII вв. Благодаря им главные требования партии реформ были осуществлены в Ломбардии, насколько это было возможно при местных условиях. Кроме того, было достигнуто подчинение миланского митрополита, единственного опасного конкурента папы Римского. Папство научилось опираться на народные массы. Григорий VII первый мобилизовал народ в лице патаренов, призвав мирян к насильственной расправе над симонистами и николаитами. Зигберт Гемблусский, Генрих IV, Венрих, Виберт Равеннский и Видон Феррарский прямо называют Григория VII демагогом и революционером, который для снискания народной любви жертвовал интересами церкви. Конфликт между публицистами обоих лагерей становится особенно интересным при обсуждении вопроса о праве мирян вмешиваться в церковные дела – вопроса, к разрешению которого Мансгольд Лаутенбахский прилагает теорию народного суверенитета. В сущности патария была воплощенным противоречием, т.к., вступив в союз с римскими принципами, она попирала главнейший из этих принципов – невмешательство мирян в церковные дела. Патария оставила глубокий след и в истории Ломбардии. Революционная партия, боровшаяся против обмирщенного клира во имя чистоты нравов, против капитанов, вальвассоров и того же духовенства – во имя национальной свободы, нанесла решительный удар империи и феодальному складу общества. Поражение Генриха IV и епископов и торжество Рима совпали с образованием ломбардских коммун.



 
PR-CY.ru