ПАНЕНТЕИЗМ

ПАНЕНТЕИЗМ (от др.-греч. – всё в Боге) – религиозно-философская концепция, согласно которой мир пребывает в Боге, но бытие Бога не сводится к бытию мира. Это – термин философии Карла Христиана Краузе, который он впервые использовал в 1828 г., пытаясь объединить теизм и пантеизм. Краузе определяет содержание термина (в своей «Die reine d. i. allgemeine Lebenslehre und Philosophie der Geschichte», Геттинг, 1843) следующим образом: «Если сознано, что Бог в самом себе, под собой и через себя есть мир, то отсюда вовсе еще не следует, что Бог есть мир: напротив, именно это-то и отрицается, ибо мир есть совокупность конечного, под Богом, и через Бога, и в Боге. Таким образом, истинное познание Бога вовсе не есть пантеизм или Allgotllehre или космотеизм – «Weltgottlehre», но, напротив, полное отрицание его – панентеизм». Иначе говоря, в Боге едины дух и природа, и это абсолютное единство Бога является залогом грядущего единства человечества. Вселенная пронизана бытием Божьим, но Бог бесконечно превосходит бытие мира. Бог есть изначальная сущность всего, а мир – его создание, способ его проявления. Это – учение о Боге, пытающееся совместить преимущества классического теизма с сильными сторонами классического пантеизма. По существу, панентеизм представляет собой мировоззренческую позицию, которой на протяжении веков придерживались многие философы, пытавшиеся соединить христианство со свободным философствованием, прежде всего, христианские мистики от Псевдо-Дионисия Ареопагита до Николая Кузанского и Н. Мальбранша. Так, в «Ареопагитиках» утверждается предсуществование мира в Боге в форме суммы прообразов вещей будущего мира, а Кузанский утверждает, что бытие Бога в мире есть бытие мира в Боге. Более того, любая вещь, пребывая в Боге, есть Бог. Понятие «панентеизм» ассоциируется, прежде всего, с работами Ч. Хартсхорна, который, однако, ссылается на других философов и теологов, развивавших схожие идеи, – прежде всего, на А.Н. Уайтхеда, а также М. Бубера, Г.Т. Фехнера, Мухаммада Икбала, Ч.С. Пирса, О. Пфлейдерера, Сарвапалли Радхакришнана, Ф. Шеллинга, А. Уоттса и П. Вайса. В русской философии начала XX в., обратившейся к самостоятельному продумыванию религиозно-философской проблематики, точку зрения панентеизма сознательно выбрали С.Л. Франк и Н.А. Бердяев.

 



 
PR-CY.ru