ПАНЕНТЕИЗМ - Страница 3

Может ли «панентеистический» Бог быть совершенным? Если Бог изменяется и если полное совершенство несовместимо с изменением, то Бог панентеизма не совершенен. На это Хартсхорн отвечает, что совершенство бывает как неизменным, так и меняющимся. Бог наделен и тем и другим. Его абстрактная и вечная сущность совершенна, Его благость неколебима. Такое Божье совершенство неизменно, но оно абстрактно. Как конкретная реальность, Бог меняется, и меняется Его совершенство. Бог бесконечно превосходит совершенство, достигаемое миром в любой из исторических моментов. Но с течением времени Бог превосходит и свое собственное прошлое совершенство, – к примеру, с возрастанием Его знания Он обретает больше возможностей любить свои творения. Божье совершенство возрастает – и, следовательно, меняется. Доктрина Уайтхеда, в целом схожая с хартсхорновской, имеет ряд существенных отличий. В метафизике Уайтхеда основные строительные блоки вселенной – это так называемые актуальные сущности, которые представляют собой отношение энергия–опыт. Из них состоит все: электроны, камни, звезды, люди. По Уайтхеду, Бог есть единая и вечная (но непрестанно развивающаяся) актуальная сущность. Современный теолог Дж.Б. Кобб-младший полагает, что, исходя из уайтхедовских принципов, было бы более логично представить Бога как ряд актуальных сущностей (именно таков, по Уайтхеду, человек). Заметим, что актуальная сущность, как определил ее Уайтхед, по самой своей природе должна включать в себя иные (прошлые) актуальные сущности. Поэтому Бог, представляет ли Он собой единую сущность или же последовательность таковых, все равно должен включать в себя прошлые состояния мира. Самая яркая особенность доктрины Уайтхеда – это проводимое им различие между Богом и творческой силой, которую Уайтхед понимает как силу бытия–становления. Благодаря именно этой силе, а не Богу существует все творение (творческая сила и категории единства и множественности составляют у Уайтхеда категорию первичного). А основная роль Бога заключается в том, чтобы придать миру форму. Итак, всякая вещь существует благодаря творческой силе, но то, какова эта вещь, – зависит от Бога. По Уайтхеду, и своим собственным существованием Бог обязан не себе самому, а творческой силе. Иными словами, как Бог, так и мир оказываются созданиями творческой силы. Уайтхедовское представление о творческой силе, которая своей первичностью и фундаментальностью превосходит Бога, смущает не только евангельских теологов, но и других христианских мыслителей. Некоторые, в частности Дж. Кобб, принимают проводимое Уайтхедом различие между этой силой и Богом, другие же, и в их числе Л. Джилки, настаивают на том, что данная доктрина может быть признана христианской лишь при условии «воссоединения» творческой силы с Богом. Итак, панентеизм, по сути, дистанцируется от предположений о содержательной близости Бога и мира, но устанавливает, что в Боге коренится сущность мира. Некоторые авторы отождествляют его с мистическим пантеизмом. В этом случае становится более ясной проблематичность обоснования в границах панентеизма свободы воли, поскольку мистический опыт предполагает растворение души в Абсолюте.



 
PR-CY.ru