ПАВЕЛ, митрополит Тобольский и Сибирский

ПАВЕЛ, митрополит Тобольский и Сибирский – архипастырь, известный своей борьбой с расколом и деятельностью по распространению православия среди сибирских инородцев. Биографические сведения о нем до его рукоположения в архиереи и назначения митрополитом Тобольским и Сибирским весьма невелики. Известно лишь, что до этого времени он в сане архимандрита занимал место настоятеля сначала в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (1663–1671 гг.), причем принимал участие в знаменитом соборе 1667 г., осудившем патриарха Никона, и однажды был послан с архиепископом Арсением и архиепископом Сергием к Никону с пригласительной грамотой патриархов. Затем – в Московском Симоновом (1671–1674 гг.) и, наконец, в Чудовом в Москве (1674–1679 гг.), когда и возглавлял патриарший разряд, будучи в то же время духовником царевны Софии Алексеевны. Из этих данных нельзя не сделать заключения о сравнительно высоком положении Павла среди духовенства в эпоху получения им Сибирской митрополии. Расположение к нему царской семьи, как видно из оказываемого ему внимания, обращения на его просьбы и жалобы, продолжалось и после – до самой его кончины. Павел был хиротонисан в Тобольского и Сибирского митрополита 21-го июля 1679 г. (а не 1678 г., как видно из хранящейся в Тобольской архиерейской ризнице ставленой грамоты патриарха Иоакима), и вскоре прибыл в Сибирь. Состояние края к этому времени было крайне печальным: нравственная распущенность паствы, особенно духовенства, шаткость православия, распространение раскольнических сект и т.д. были ее отличительными чертами. Борьбой с этими нестроениями началась деятельность митрополита Павла; ею же она и закончилась. Главной его задачей было упорядочение состояния духовенства. Эта задача была едва ли не самой трудной: игумен Феодосий в 1683 г. писал митрополиту Павлу с Селенги, что «попы, оставя церкви Божия, живут у часовень самовольством», что «церкви стоят без пения». В грамотах митрополита 1687 г. можно прочитать приказания: следить за священниками, «чтоб они в два голоса не говорили, выжидали бы концев и бесчинства никакого не чинили, и не кощуняли, и в кабаки не ходили, и не пили, и не бражничали». Однако громадные пространства Сибирской митрополии затрудняли и даже делали немыслимыми всякие попытки к упорядочению жизни духовенства, несмотря на всю строгость и требовательность в делах веры митрополита Павла. Такое состояние духовенства было причиной того, что православие падало во всей стране, хотя правительство и поддерживало всякими мерами уважение народа к церквам и духовенству, строго относилось к людям, оскорблявшим духовных особ, тяжело наказывало святотатство, запрещало устраивать святочные игрища, торговать у тех ворот, через которые шли крестные ходы, и т.д. Но эти меры приносили мало пользы, и нестроения среди духовенства только увеличивались. Все это способствовало другому злу – распространению раскола. Вторая цель деятельности Павла состояла в опровержении раскольничьих учений и прекращении раскола в Сибири. Эта цель по мерам, принимаемым им, была близка к третьей его цели – распространению православия среди иноверных инородцев. Характер отношения Павла к миссионерской деятельности, по крайней мере, в первое время, был чрезвычайно гуманен. Это с очевидностью высказывается в его грамоте, данной игумену Феодосию и иеромонаху Макарию при отправлении их из Москвы в Даурскую область на Селенгу в 1681 г. В этой грамоте Павел советует «иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием безленостно и крестити их во имя Отца и Сына и св. Духа, и приводити к тому святому Божьему делу иноверцев без тчеславия и гордости..., без всякого озлобления..., чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити».

 



 
PR-CY.ru