«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» – именной Высочайший указ императора Николая II, данный в праздник Пасхи, 17 апреля 1905 г., Сенату и положивший начало изменению отношения Российского государства к старообрядчеству и неправославным конфессиям. Указ состоял из 17 пунктов, наиболее важным из них был первый, в котором провозглашалось, что отпадение от православия в какое-либо иное христианское исповедание или вероучение не должно больше преследоваться и повлечь за собой невыгодные последствия; причём отпавший от православия после достижения совершеннолетия признавался принадлежащим к тому вероисповеданию, которое для себя избрал. Следующие три пункта разъясняли этот основной тезис. Так, второй пункт касался «семейного вопроса»: признавалось, что несовершеннолетние дети в случае перехода одного из супругов «в другое вероисповедание» должны оставаться в прежней вере, «исповедуемой другим супругом». Если же оба супруга меняли вероисповедание, то дети до 14 лет следовали новой вере родителей, дети старше 14 лет принадлежали прежней конфессии. Поскольку в указе не назывались конкретные христианские вероисповедния, то, следовательно, имелось в виду и православие. Пункт 3 касался крещёных «инородцев», в большинстве своём сравнительно недавно обращённых из язычества: теперь государство не мешало им в случае желания возвратиться к религии предков. Указ разрешал также христианам всех исповеданий крестить принимаемых на воспитание подкидышей по обрядам своей веры. Отдельные пункты указа касались правового положения старообрядцев – как поповцев, так и беспоповцев. Пункт пятый требовал на законодательном уровне установить различие между вероучениями, ранее характеризовавшимися одним словом «раскол». После 17 апреля 1905 г. государство стало разделять старообрядческие согласия, сектантские объединения и последователей «изуверских учений, сама принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке». Последователям старообрядческих толков и согласий, приемлющих основные догматы православной церкви, присваивалось наименование «старообрядцы» (взамен прежнего – «раскольники»). Они уравнивались в правах с представителями инославия в отношении брака с представителями Русской православной церкви. Распечатывались старообрядческие молитвенные дома, ранее закрытые властью в административном порядке. В учебных заведениях инославных христианских вероучений, в которых преподавался Закон Божий, допускалось употребление «природных языков» учащихся; преподавать его должны были духовные лица соответствующего исповедания, и лишь при их отсутствии – светские лица той же веры.

 



 
PR-CY.ru