НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ – вероопределение первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). В противовес учению Ария, считавшего Сына Божия творением, Никейский Символ веры содержит ясное учение о единосущии Сына Божия Богу Отцу. Согласно свидетельству Кесарийского епископа Евсевия, на первом Вселенском Соборе им был предложен за основу соборного вероопределения крещальный символ Кесарийской церкви: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и во единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Бога от Бога, Свет от Света, Жизнь от Жизни, Сына единородного, перворождённого всей твари, прежде всех веков от Отца рождённого, чрез Которого всё произошло, Который воплотился ради нашего спасения и жил между человеками, пострадал и воскрес в третий день, восшёл ко Отцу и приидет опять в славе судить живых и мёртвых. Веруем и в единого Духа Святого». В результате существенной переработки этого символа появился Никейский Символ веры, завершавшийся анафематствованием арианства: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, Отцу единосущного, чрез Которого всё произошло, как на небе, так и на земле, ради нас, человеков, и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. Говорящих же, что «было, когда [Его] не было», и «до рождения Он не существовал», и что Он произошёл «из не сущих», или говорящих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь». Наиболее существенные богословские нововведения Никейского Символа веры – выражения «единосущный» и «из сущности Отца». Сила этих выражений состояла в том, что их можно было принять или отвергнуть, но нельзя было перетолковать по-ариански, как перетолковывали ариане многие другие выражения.

 



 
PR-CY.ru