«НЕПОМИНАЮЩИЕ» - Страница 4

Июльская «Декларация» вызвала в церковных кругах множество негативных откликов и сильно подорвала авторитет митрополита Сергия (Страгородского), который он заслужил в 1926 г. При этом показательно, что наиболее остро критиковать его начали те, кто раньше его наиболее активно поддерживали, например, заключённый в Соловецкий лагерь особого назначения Прилукский епископ Василий (Зеленцов). В ряде мест недовольство заместителем местоблюстителя и его Синодом усиливалось начавшимися кадровыми перестановками, в которых видели закулисное вмешательство атеистической власти во внутрицерковные дела. В частности, осенью 1927 г. возмущение политикой Московской патриархии выразили смещённые со своих кафедр Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) и Ижевский епископ Виктор (Островидов), причём в своих протестных выступлениях они получили поддержку значительной части клира и паствы Ленинградской, Вотской (Ижевской) и Вятской епархий. В такой напряженной обстановке 21 октября 1927 г. митрополитом Сергием и Синодом издан указ о поминовении за богослужением. Первый пункт этого указа предписывал единообразную формулу иерархического поминовения: «О Святейших Патриарсех православных, о Патриаршем Местоблюстителе нашем преосвященном митрополите Петре, о преосвященном митрополите Сергии и о преосвященном митрополите (архиепископе или епископе) нашем (имя-рек), (чья епархия или кто ею управляет в данное время), а в уездах – и о преосвященном епископе нашем (викарном, коему церкви уезда подчинены)». Главным нововведением в этой формуле было обязательное поминовение митрополита Сергия (Страгородского). Также привлекало внимание исключение из формулы слов «господина нашего» применительно к поминаемым иерархам. Кроме того, как пояснял впоследствии митрополит Сергий, указ имел в виду «изжить чиновническую прибавку к слову Преосвященный “Высоко”». Вторым пунктом октябрьского указа вводилось обязательное поминовение государственной власти на великой ектении по формуле: «О стране нашей и о властех ея Господу помолимся»; на сугубой: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Мотивировкой этого пункта была объявлена необходимость привести «в исполнение постановления почившего Святейшего Патриарха Тихона и бывшего при нём Священного Синода» «согласно – Апостольскому наставлению (1 Тим. 2:2)». Третий пункт указа касался протодиаконского возглашения после слов «В первых помяни Господи» в архиерейской литургии. Из этого возглашения (выклички) было исключено упоминание «о братиях наших, в темницах и изгнании сущих». Утверждённый указом текст выклички должен был звучать так: «О преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех, о честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем священническом и иноческом чине; о Богохранимей стране нашей, о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих; о исцелении в немощех лежащих; о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных; о спасении людей предстоящих и их же кийждо в помышлении имать, и о всех и за вся».

 



 
PR-CY.ru