МЕЛЕТИЙ I - Страница 2

Между тем Валентиниан I отбыл на Запад, и восточным императором остался Валент II (364–378 гг.), который встал на сторону господствующей партии омиев. Поэтому когда послы Собора в Лапсаке представились ему со своими решениями, император просто предложил им вступить в общение с Евдоксием Константинопольским, а когда те на это не согласились, отправил их в ссылку. Это заставило македониан искать себе поддержки на Западе и вступить в общение с папой Римским Либерием (352–366 гг.). Возвращённый на патриарший престол императором Иовианом, Мелетий I вновь был сослан императором Валентом II, политика которого состояла в том, что он являлся в ту или иную местность, употреблял всё своё личное влияние, чтобы сплотить епископов в пользу омиев; не поддававшихся отправлял в ссылку. Мелетий I был другом Василия Великого (около 330 – 379 гг.), чья деятельность падает на это время. Василий Великий никогда не изгонялся с кафедры и для своих единомышленников был одиноким маяком среди тёмной ночи. С Афанасием I Великим Мелетий I общения не имел: в 363–364 гг., когда Афанасий Великий был в Антиохии, Мелетий I отнёсся к нему холодно и не вступил в общение. Александрийский святитель однажды согласился войти с ним в общение, но с условием, чтобы тот сделал первый шаг. Но встретившиеся сначала трудности и последовавшая вскоре смерть (2 мая 373 г.) Афанасия воспрепятствовали этому. Василий Великий инициировал примирение с Западом, и хотя Афанасий Великий отклонил от себя прямое участие в сношениях с Римом, благословил это начинание Василия. Антиохийский собор 379 г. под председательством Мелетия I восстановил общение с Западом. При императоре Феодосии I Великом (379–395 гг.), который особо чтил его, Мелетий I на втором Вселенском соборе был избран председательствующим, но в период работы Собора внезапно скончался (его мощи были перенесены из Константинополя в Антиохию и положены в гробнице священномученика Вавилы, епископа Антиохийского, в одноимённом храме). Тотчас на Соборе был поставлен вопрос о его преемнике. Им был избран пресвитер Флавиан I (381–404 гг.), однако на Западе его не признали законным епископом, считая законным епископом главу евстафиан Павлина (363–388 гг.). Несмотря на это, Флавиан I действовал с сознанием своего законного епископского права, которое не оспаривал и император. Лишь в 398 г., благодаря посредничеству Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста (398–404 гг.) и Александрийского патриарха Феофила (384–412 гг.), Римский епископ решился вступить в общение с Флавианом I (и окончательно примирились с ним египетские епископы). Но воссоединение павлиниан в Антиохии с церковью состоялось только в 415 г. при епископе Александре I (414–424 гг.). По мнению историков, речь в данном случае может идти только о расколе павлиниан, а не мелетиан, а разговор о «мелетианском расколе» появился как заимствование из историй Сократа Схоластика и Созомена, которым следуют западные историки. Панегирики в честь Мелетия I были составлены Григорием Нисским (около 335 – 394 гг.) и Иоанном Златоустом. Мелетий I прошёл долгий путь развития и, в конце концов, оказался в рядах омиусиан и младоникейской лиги, но в своих сочинениях он безусловно отрицал арианство. Из его сочинений известны «Слово» при его вступлении на антиохийскую кафедру (сохранилось в «Панарии» Епифания Кипрского) и «Исповедание веры» (сохранилось в церковной истории Сократа Схоластика и Феодрита Кирского). Имя Мелетия I пользуется особой популярностью у старообрядцев, которые хотят видеть подтверждение своего учения о двоеперстии в том, что, во время произнесения речи при вступлении на Антиохийскую кафедру Метелий I «сначала показал три перста, а потом, два согнув, оставил один». На самом деле он вовсе не имел в виду преподавать наставление о перстосложении, а хотел лишь выразить мысль о троичности лиц в едином Божестве.



 
PR-CY.ru