Словарь по христианству М МЕЛЕТИЙ I

МЕЛЕТИЙ I

МЕЛЕТИЙ I – Антиохийский архиепископ (360–381 гг.), с перерывами. Почитается православной церковью в лике святителей, память совершается 12 февраля (по юлианскому календарю). Его имя даёт название Мелетианской схизме в Антиохии. Родился в г. Мелитине в Малой Армении в богатой и знатной семье. В 357/359 г. был избран епископом Севастии Армянской, но из-за противоречий со сторонниками предшествующего епископа Севастийского Евстафия был переведён епископом в город Верию в Сирии. Являлся ставленником и сторонником Акакия Кесарийского (ум. в 363 г.), ученика церковного историка Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) и его преемника по кафедре, лидера той части епископата, который поддерживал омейскую формулу (умеренное арианство, согласно которой Сын подобен Отцу, хотя и не по существу). Согласно церковному историку Сократу Схоластику (около 380 – после 439 гг.), принял участие в Синоде в Селевкии осенью 359 г., а затем подписался под формулой Акакия. В конце 360 г. был возведён арианами на Антиохийскую кафедру, сменив Евдоксия (358–359 гг.), который занял Константинопольский престол. Избрание на кафедру положило пятно на воззрения Мелетия I.; современники путались во взглядах на него. По свидетельству историков, он имел характер настолько чистый, что даже враги его не пытались распространять о нём какую-нибудь клевету. Аскет и красноречивый проповедник, Мелетий I стал в проповедях касаться только нравственных вопросов, но император Констанций II (337–361 гг.) потребовал от него настойчиво выражения и его догматических убеждений. Ему дали тему для проповеди: «Господь созда Мя начало путей своих» (Притч. 8:22), и Мелетий I высказался совершенно в смысле никейской веры. Народ был в восторге от проповеди и рукоплескал ему, но крайние элементы господствующей партии усмотрели, что выбор Мелетия I был, с их точки зрения, чистой ошибкой, и Мелетий I по приказу императора Констанция II был сослан. Его заменили старым сподвижником ересиарха Ария Евзоием (360/361 – 376 гг.), но православные элементы не хотели его знать, не вступили с ним в церковное общение и формально отделились от официальной Антиохийской церкви. Они стали собираться в так называемой «старой церкви» (т.е. лежащей в «старом городе»). Единение между этими двумя православными парикиями (округами) не состоялось: евстафиане не хотели признать Мелетия I, как запятнавшего себя общением с арианами, законным преемником Евстафия и своим епископом и вообще к мелетианам относились сухо, с гордостью лиц, никогда не имевших общения с арианами. Нашёлся и догматический предлог для разделения: евстафиане говорили об одной природе в Боге, мелетиане признавали три. Партия строгих омиусиан, сторонников низложенного Евстафия, избрала другого епископа, Павлина (362–388 гг.). Возник раскол, очень долго вредивший делу замирения Востока, взволнованного арианским движением. При императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.) Мелетий I был возвращён на свою кафедру. Осенью 363 г. под его председательством в Антиохии состоялся Собор, на котором текст «никейской веры» был внесён в соборный акт. Некоторые участники Собора его подписали и отправили к императору Иовиану (363–364 гг.). Другая часть василиан, получивших наименование «полуарианства» (македонианства) в 364 г. явились к императору Валентиниану I (364–375 гг.) и просили дозволения собраться на Собор. Однако император, с идеальной добросовестностью державшийся начала свободы совести и невмешательства в церковные дела, заявил, что догматические вопросы – не его дело, а их, епископов. Тогда они собрались на Собор в Лампсаке и постановили считать недействительными решения Константинопольского собора 360 г., держаться веры антиохийских отцов, исповедовать Сына подобным Отцу по существу.

 



 
PR-CY.ru