Словарь по христианству М МИХАИЛ I Керуларий

МИХАИЛ I Керуларий

МИХАИЛ I Керуларий – Константинопольский патриарх в 1043–1058 гг., церковно-политический деятель. Знатного происхождения. В 1040 г. был лишён имущества императором Михаилом IV Пафлагоном (1034–1041 гг.) за смелый протест самоуправных действия против его брата, евнуха Иоанна. Заточённый в монастырь, он принял там монашество. О личности и деятельности Михаила I Керулария со стороны незаинтересованных лиц почти вовсе нет свидетельств. По мнению специалистов, если не считать историка и писателя Михаила Псёлла (1018 – около 1078 гг.), который, безусловно, стоит на стороне Керулария, единственными фактическим источниками служат письма самого Михаила I Керулария и папы Римского Льва IX (1049–1054 гг.), а также сочинения кардинала Гумберта (1000/1015 – 1061 гг.) – «Commemoratio Humberti» и др. Автор монографии о Михаиле I Керуларии (Киев, 1854 г.) оправдывает его, признавая его личностью высоконравственной и безупречной во всех отношениях. По его мнению, письма, от имени папы предъявленные легатами, писаны не папой, а кардиналом Гумбертом. Лев IX не мог быть автором этих писем уже потому, что именно в это время (1053–1055 гг.) он был в плену у норманнов. О патриархе Михаиле I Керуларии говорили как о высокомерном, самонадеянном и непреклонном человеке, который вёл себя так, «словно он Бог, идущий по небу», что он стал предпринимать действия, которые привели в 1054 г. к расколу с папой Римским, желая получить ещё больше власти. Однако он отстаивал независимость византийской церкви от императорской власти и от папства. Патриарх Михаил I Керуларий уже раньше пытался противостоять политике папизма в духе «лжеисидоровых декреталий», в том числе отлучив от причастия начальника греческих войск в Италии Аргира, содействовавшему совершению евхаристии на опресноках. Поездка легатов в Константинополь была делом сильной партии в Риме, находившейся под влиянием Аргира – личного врага патриарха. Аргир убедил эту партию, во главе которой стоял Гумберт, в полной возможности уладить дело с Восточной церковью в желаемом латинянами смысле ввиду затруднительного положения империи. По мнению некоторых западных церковных историографов (Бароний, Флери и др.), столкновение Михаила I Керулария с кардиналом Гумбертом имело значение «окончательного разрыва» между Западной и Восточной церквами в 1054 г. Главный вывод русского исследователя, расходящийся с западными церковными историками (которые все без исключения придерживаются точки зрения Гумберта), тот, что столкновение Михаила I Керулария с Гумбертом вовсе не имеет значения окончательного разрыва между Восточной и Западной церквами. Анафема легатов не была признана самой Западной церковью. Причина разрыва была в том, что в некоторые из константинопольских православных церквей стали проникать особенности Западной церкви: чтение Символа веры с filioque и т.п.; два греческих архиерея были замечены в совершении евхаристии на опресноках. Наметившийся раскол, связанный с отступлениями в богослужебной и иерархической традиции Римской церкви от прочих церквей (IX в.), был на некоторое время предотвращён политикой светских властей Византии. Это, в свою очередь, диктовалось интересами обеспечения безопасности их западных владений и восточными политическими настроениями. Однако настойчивое вмешательство папы Льва IX в богослужебную практику на территории западных владений Византии, его попытки навязывания папской теократии Вселенской церкви, вызвали раздражение и отторжение даже у такого поборника межцерковного компромисса, как византийский император Константин IX Мономах (1042–1054 гг.). Став патриархом, Михаил I Керуларий закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви, в которых богослужение проводилось по латинскому образцу для предотвращения опресночной практики в Константинополе, и поручил (в 1053 г.) архиепископу Болгарскому (Охридскому) Льву написать обличительное послание против латинских нововведений. Это послание было представлено в латинском переводе папе Льву IX и, естественно, вызвало раздражение в Риме, будучи воспринято как оскорбление Римского престола. Папа отвечал обширным и грубо написанным трактатом, а Михаил I Керуларий отправил папе письмо, наполненное умеренности, смирения и братской любви. Вместе с тем папе писал и император Константин IX Мономах, прося его прислать в Константинополь легатов для совещаний о войне против сарацин и о церковном мире.

 



 
PR-CY.ru