МОДУС - Страница 2

В силу раннего происхождения и наибольшего распространения первого модуса именно к нему подстраивались все прочие. Иоанн де Гарландиа обозначил счётную меру в три единицы времени как «эквивалентность» («aequipollentia»). Повторение модусов образует «ряд» («ordo») – структуру, подобную стиху, складывающемуся из стоп. Иоанн де Гарландиа различает «перфектный модус» («modus perfectus»), когда ряд завершается той длительностью, которой модус открывался, и «имперфектный модус» («modus imperfectus»), когда ряд завершается какой-либо следующей (не первой) длительностью модуса (в случае с четвёртым модусом перфектный вид заканчивается второй длительностью модуса). Исследователи отмечают, что система модусов являлась теоретической абстракцией по отношению к существующей музыкальной практике. Так, четвёртый модус был представлен только в теории, в музыкальных сочинениях он фактически не использовался. Модусы часто столь интенсивно смешивались, что сами теоретики советовали «не пытаться судить о таком дисканте, какого он модуса». Иоанн де Гарландиа указывает также на практику «редукции» («reductio»), допускающую замещение мелких длительностей одной равной им по количеству времени крупной длительностью, и наоборот, раздробление крупной длительности на мелкие. Большинство трактатов периода Ars antiqua повторяют список из шести модусов Иоанна де Гарландиа. Однако некоторые более поздние авторы предлагают иное количество модусов. Так, магистр Ламберт (Псевдо-Аристотель) в сочинении «Tractatus de musica» («Трактат о музыке»; около 1265 – 1275 гг.) дополняет шесть модусов Иоанна де Гарландиа (несколько перестраивая при этом их порядок) тремя новыми с целью ввести в модусы новую, более мелкую ритмическую длительность – семибревис. Франко Кёльнский в трактате «Ars cantus mensurabilis» («Искусство мензурального пения»; около 1260 – 1280 гг.), напротив, сокращает число модусов до пяти, объединяя первый и пятый модусы Иоанна де Гарландиа. Он также расширяет состав длительностей шестого модуса Иоанна де Гарландиа (у Франко Кёльнского это пятый модус): теперь он «целиком из бревисов и семибревисов» («ex omnibus brevibus et semibrevibus»). Для Франко Кёльнского уже не существует разделения на модусы «правильные» и «сверх меры», «перфектные» и «имперфектные». Система ритмических длительностей перестраивается, в том числе получают собственные наименования удлинённые лонга и бревис Иоанна де Гарландиа – «перфектная лонга» («longa perfecta») и «альтерированный бревис» («brevis altera»). Франко Кёльнский (как и Ламберт) перемещают в начало списка пятый модус Иоанна де Гарландиа – «целиком из лонг» («ex omnibus longis») с целью выделить его среди прочих как несущий в себе идею универсальной меры в три единицы времени. Трёхдольная мера получает у него название «перфекция» («perfectio»), а лонга, её выражающая, – атрибут «перфектная» («longa perfecta»).

 



 
PR-CY.ru