МОДУС

МОДУС (лат. «modus» – «мера», «способ», «направление») – западный музыкальный термин. В теории музыки эпохи Ars antiqua (лат. – старое искусство; французская полифония второй половины XIII в. – начало 1320 гг.) – строго установленная повторяющаяся последовательность долгих (лонг) и кратких (бревисов) длительностей. В таком значении в музыкальную теорию этот термин ввёл Иоанн де Гарландиа, описавший в трактате «О мензуральной музыке» (вторая четверть – середина XIII в.) шесть «модусов или манер» («modi sive maneriei»). Формирование модальной ритмики началось ещё до появления трактата Иоанна де Гарландиа, в котором изменчивый, многообразный ритм парижской полифонии был сведён к системе модусов. Примерно с 1160гг. в школе Нотр-Дам определённые разделы органумов и кондуктов стали записываться с нотацией ритма. Этот репертуар вошёл в собрание «Magnus liber organi» («Большая книга органума»), сохранившееся в более поздних источниках в уже переработанном виде. Исследователи отмечают, что модальная ритмика определяет разделы органумов и кондуктов с мелизматическим распевом (клаузулу, дискант, кауду, копулу) и передаётся преимущественно лигатурами – графемами, заключающими две и более ритмические длительности. Разделы с силлабическим распевом, а именно подтекстованные разделы кондуктов, записаны ещё квадратной нотацией, не содержащей указаний на ритм. Некоторые исследователи (в частности, Дж. Напп) распространяют модальную ритмику и на разделы кондуктов с силлабическим распевом, в то время как другие (в частности, Эрнест Сандерс) считают, что для модальной интерпретации нет достаточных оснований, и предлагают транскрибировать подобные разделы чёрными нотными головками без штилей (подобно тому, как транскрибируется григорианское пение). В учении о модусах Иоанна де Гарландиа исследователи находят терминологические пересечения с учением об античных метрических стопах, которое излагалось в средневековых латинских грамматиках. Аналогом модусов выступает метрическая стопа, состоящая из долгих и кратких слогов, с соотношением между ними по количеству времени 2:1. Термин «модус» применительно к метрической стопе исследователи встречают в стихотворной грамматике Александра из Вильдьё «Doctrinale pro eruditione puerorum» («Наставление для юнцов»; около 1200 г.), одном из самых известных в XIII в. руководств по изучению латыни. Здесь же описываются шесть использующихся на практике стиховых размеров – по метрическим схемам они совпадают с шестью модусами Иоанна де Гарландиа. Иоанн де Гарландиа называет первый, второй и шестой модусы, полностью повторяющие античные метры, «правильными» («recti»), но третий, четвёртый и пятый, отклоняющиеся от античных стоп, – модусами «сверх меры» («ultra mensurabiles»). Удлинение в модусах «сверх меры» лонги и второго в паре бревиса позволяло привести все модусы к единой счётной метрической мере, необходимой в условиях полифонического многоголосия.

 



 
PR-CY.ru