МНОГОРАСПЕВНОСТЬ - Страница 2

С конца XVI – начала ХVII вв. многораспевность широко распространяется в литургийном Обиходе (как и в других певческих книгах), охватывая, кроме названных, следующие песнопения: «Слава Тебе, Господи», Трисвятое, «Елицы», «Кресту Твоему», «Отца и Сына», «Благословен Грядый», «Буди имя Господне». Многораспевность стала проникать и в теоретические руководства – фитники, где отдельные строки выписывались в двух вариантах распева, разные варианты могли помещаться в разных фитниках. «Многораспевность как изначальное свойство фитных строк становится отличительной чертой теоретического осмысления фитных разводов». Анастасия Викторовна Кузькина указывает на многораспевность в виде наличия разных мелотипов киевского распева в обиходной части Ирмологионов XVII–XVIII вв., в которой встречаются группы песнопений на один текст. Исследователи фиксируют многораспевность в многоголосных распевах Трисвятого, при этом сохраняется мелодический рисунок нижнего голоса, но всякий раз иначе ритмизуется, средний голос повторяется в разных вариантах, а верхний обычно обновляется. В партесном пении многораспевность проявляется в двух аспектах: с одной стороны, в многообразии первоисточников, заимствованных из древнерусского мелоса, с другой – она приобретает новое качество в различных многоголосных обработках одной и той же мелодии. Так происходит именно в постоянном партесном многоголосии, партесных гармонизациях, мелодическим стержнем которых являлись церковные распевы, помещённые в теноровой партии. Многораспевность своеобразно отражает эволюцию постоянного многоголосия как в плане постепенного введения в многоголосный обиход всё новых распевов, так и в развитии принципов их гармонизации. Первый аспект многораспевности отмечается в исследованиях, посвящённых какому-либо одному рукописному памятнику. Например, Наталия Валерьевна Гурьева изучила уникальный по составу Обиход, содержащий 13 гармонизаций различных распевов «Единородный Сыне», 48 – херувимской песни, 16 – «Достойно есть» и т.д. Второй аспект изучается на материале разных источников, содержащих разнообразные гармонизации одного напева.



 
PR-CY.ru