МНОГОРАСПЕВНОСТЬ

МНОГОРАСПЕВНОСТЬ – типологическое свойство русского церковного пения, раскрывающееся «в возможности существования каждого певческого текста в нескольких (во многих) музыкальных интерпретациях». Это понятие, впервые сформулированное и теоретически осмысленное Сергеем Владимировичем Фроловым в исследовании знаменного пения, в настоящее время употребляется и по отношению к другим монодическим распевам, и к многоголосию (как безлинейному, так и партесному). С.В. Фролов выделил две основные гипотезы о происхождении этого явления, сложившиеся в музыкальной медиевистике. Первая, автором которой является Степан Васильевич Смоленский, заключается в том, что «расхождения в распевах одного и того же текста могли существовать всегда и должны были определяться географическими и хронологическими условиями интонирования каждого конкретного текста». Вторая гипотеза, принадлежащая протоиерею Дмитрию Васильевичу Разумовскому, которой придерживалось большое количество исследователей, связывает явление многораспевности с фактом фиксации в рукописях указаний на различные «переводы». Эти гипотезы отражают разные этапы развития древнерусского певческого искусства. До середины XVI в. в каждой рукописи помещался преимущественно один вариант интерпретации одного текста. Ранним примером повторения в одной рукописи какого-либо текста с различными распевами исследователи называют параллельное изложение двух подобников в сборнике иеромонаха Евфросина (вторая половина XV – начало XVI вв.; Российская национальная библиотека). С середины XVI в. постепенно устанавливается традиция параллельного помещения в одной рукописи одинаковых текстов с разными распевами, которые сопровождаются ремарками «ин роспев», «ин перевод» и проч. (в настоящее время при описании новых распевов используются термины «вид», «тип», «род» распева, «редакция», «версия», «произведение», «вариант», «мелотип»). Исследованию многораспевности в песнопениях литургии посвящены работы Татьяны Викторовны Швец и Мелитины Вадимовны Макаровской. М.В. Макаровская сообщает, что в 1540–1570 гг. в краткую редакцию литургии почти не проникает многораспевность: существовали варианты напевов «Единородный Сын», «Иже херувимы», «Достойно есть», но их чаще выносили в отдельную подборку за пределами чинопоследования; прямо в тексте службы мог быть выписан вариант «аллилуия» после чтения Апостола.

 



 
PR-CY.ru