МОНОДИЯ

МОНОДИЯ – способ певческого или инструментального исполнения, характеристикой которого является одноголосный музыкальный склад. Мелодия исполняется певцом или инструментом соло, в случае же исполнения хоровым или инструментальным ансамблем – в унисон или в октавной дублировке. В восточно-христианской традиции с древнейшего периода монодия была господствующим складом богослужебного пения. Её главенствующее положение связывалось с богословскими идеями того времени и мыслилось как отражение единого небесного прообраза и единения верующих в общей молитве. Исследователи отмечают, что одно из главных свойств любого древнего монодийного склада заключается в том, что мелос этих произведений не только не поддерживается гармоническими функциями, но и, более того, в принципе не предполагает их наличия, подчиняясь лишь модальным закономерностям. Это придаёт монодийным церковным распевам особое «парящее» качество, когда мелос не тяготеет к одной строго определённой ступени-«тонике», но вместо этого любая ступень звукоряда может стать временным финалисом (завершающим тоном) для строки песнопения. В византийской церковной музыке традиция монодийного пения сохранялась фактически на всём протяжении её развития. Исключениями исследователи называют опыт создания композиций в западном полифоническом стиле cantus binatim во второй половине XV в., а также традиция многоголосного пения, распространившаяся на Ионических островах в XVII–XVIII вв. (см. ст. Многоголосие и разделы «Церковное пение» в статьях Византийская империя и Греция). Исполнение песнопений в одноголосной форме подтверждается в том числе определённой формой нотирования, т.е. использованием только одной строки знаков нотации для фиксации напева, начиная с самых ранних нотированных образцов византийской церковной музыки (с начала XI в.). Тем не менее, исследователи отмечают, что необходимо указать на возможное существование второго голоса, т.е. исократимы (выдержанного тона на высоте опорной ступени той или иной мелодии), по крайней мере, с конца XIII в., который не записывали вплоть до отдельных печатных изданий XX в. Добавление выдержанного тона к мелодии было связано, скорее всего, как полагают исследователи, с развитием пространного мелизматического пения. Традиция использования исократимы существует и в настоящее время. Несмотря на наличие двухголосия, которое возникает благодаря исократиме, по своему содержанию византийское пение остаётся монодийным, а исократима не выполняет функцию полноценного второго голоса. Церковно-певческое искусство Древней Руси оставалось строго монодийным в течение нескольких столетий своего существования. Первые образцы особого русского многоголосия (строчное пение) относятся лишь к XVI в. В конце XVII – первой половине XVIII вв. одноголосное богослужебное пение постепенно вытеснялось пришедшим из западноевропейской традиции партесным гармоническим стилем и сохранилось лишь в культуре старообрядцев. В развитии древнерусской церковной монодии на протяжении веков исследователи прослеживают тенденцию к постепенному увеличению доли мелизматики в песнопениях.

 



 
PR-CY.ru