МАРИАН СКОТТ

МАРИАН СКОТТ; ирландское имя – Моэл Брихте (Маэл Бригте) (1028–1082 гг.) – ирландский монах-бенедиктинец, хронист, учёный. Основные сведения о себе Мариан Скотт сообщает в своей «Хронике». В возрасте 24 лет он удалился в монастырь Маг-Биле (ныне Мовилла, графство Даун, Северная Ирландия). Через некоторое время Мариан Скотт отправился паломником на континент и поселился в монастыре святого Мартина в Кёльне (основан ирландскими монахами в 975 г.), где 1 августа 1056 г. принёс монашеские обеты. Два года спустя он отправился в аббатство Фульда, по дороге остановился в Падерборне, чтобы поклониться могиле недавно умершего затворника ирландца Патерна. 13 мая 1059 г. в Вюрцбурге, у гробницы святого Килиана, Мариан Скотт был рукоположён во пресвитера. Около дести лет он прожил как затворник в Фульде. 3 апреля 1069 г. по указанию Майнцского архиепископа Зигфрида (1060–1084 гг.; аббат Фульды в 1058–1060 гг.), Мариан Скотт отправился в монастырь святого Мартина в Майнце, где в июле 1069 г. также ушёл в затвор. Оставался в Майнце до конца жизни. В затворе помимо молитв и богослужений Мариан Скотт занимался учёными изысканиями, связанными с хронологией Священной истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» – единственным известным сочинением. Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (около 303 г.), переведённая с греческого языка на латынь и продолженная Иеронимом Стридонским (до 378 г.), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455 г.), Кассиодора (519 г.), Исидора Севильского (первая версия закончена около 615 г.) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703 г.) и «Большая хроника» (725 г.)). Сохранился рукописный сборник, который Мариан Скотт использовал при расчётах (середина IX в.; рукопись создана в монастыре Райхенау; по мнению исследователей, с Х в. хранилась в библиотеке Майнцского архиепископа). Рост интереса к проблемам хронологии в конце Х – XI вв. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. второго после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и других переходящих праздников. Работая над ними, некоторые учёные осознавали несовершенство общепринятой в католическом мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббан из Флёри (ум. в 1004 г.), составивший пасхалию на 1064–1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му году «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым.

 



 
PR-CY.ru