МИХИАНСКАЯ СХИЗМА

МИХИАНСКАЯ СХИЗМА (от греч. – прелюбодеяние) – церковный раскол в Византии в 795–797 и 806–811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями. В 795 г. император Константин VI развёлся с женой Марией из Амнии, внучкой святого Филарета Милостивого, и насильно заточил её в монастырь (Феофан Исповедник употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в монастырь), затем женился на её кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать императрица Ирина, желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин VI утверждал, что Мария пыталась его отравить. Константинопольский патриарх Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу, иконому Святой Софии и игумену Кафарского монастыря в Вифинии, обвенчать Константина VI с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество и даже идолопоклонство, однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игумен Саккудийского монастыря преподобный Платон и его племянник преподобный Феодор Студит, которые были в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение с Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына. После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В августе того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключённые по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, который запретил иконома Иосифа в служении (в научной литературе иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается). В 803 г. Иосиф Кафарский оказал новому императору Никифору I (802–811 гг.) очень важную услугу, выступив посредником в переговорах с мятежником Варданом Турком и уговорив того сдаться. Император желал вознаградить его, но пока был жив Тарасий, вопрос о реабилитации Иосифа не поднимался. Однако когда в 806 г. Константинопольским патриархом стал Никифор I (806–815 гг.), он немедленно созвал Собор из 15 епископов, который снял с иконома запрещение. Феодор Студит был в числе присутствовавших на заседании, но хранил молчание и решения Собора не признал. Более того, примерно в 807 г. брат Феодора Студита Иосиф принял от патриарха Никифора I рукоположение во архиепископа Фессалоники. Как Иосиф на своей кафедре, так и преподобный Феодор в Студийском монастыре продолжали поминать патриарха за каждой литургией. Единственное, чего студиты избегали, – это литургий в Святой Софии, чтобы не сослужить «сочетателю прелюбодеев» Иосифу Кафарскому. В первой половине 808 г. Фессалоникийский архиепископ Иосиф прибыл в Константинополь, чтобы навестить брата. Проведя несколько месяцев в Студийском монастыре, он ни разу не явился на патриаршую литургию. Император направил в монастырь высокопоставленного сановника (логофета дрома), чтобы выяснить, в чём дело. Узнав причину такого поведения, логофет заявил, что государь чрезвычайно недоволен студитами. Когда император Никифор I вернулся из похода в конце года, он приказал окружить Студийский монастырь войсками.

 



 
PR-CY.ru