МАКАРИЙ - Страница 2

В возникшем в тот период в придунайских княжествах споре между румынскими певчими, которые придерживались местной традиции, и греческими певчими, последователями новой константинопольской школы, Макарий был на стороне первых, критикуя пение в Константинополе за излишнюю восприимчивость к влиянию светской музыки, в частности, турецких песен, в то же время Макарий допускал умеренные заимствования такого рода, как, например, у Петра Пелопоннесского. Макарий, как и некоторые румынские иерархи и церковно-певческие деятели первой половины XIX в. (епископ Кесарий, иеродиакон Нектарий (Фриму), Панн), считал румынское церковное пение частью единой традиции, идущей от преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Кукузеля. Возвратившись на родину в 1823 г., Макарий стал обучать пению по Новому методу на румынском языке в церквах, монастырях и школах Молдавии, Трансильвании и Баната. В 1827 г. издал в Бухаресте второй том «Анфологии», в который вошли песнопения утрени Петра Пелопоннесского, хартофилакса Хурмузия, протопсалтов Григория (ум. в 1821 г.) и Иакова, а также самого Макария, Дионисия Мораита и Михаила Молдовяну. В 1829 г., после смещения с кафедры митрополита Унгро-Влахийского Григория IV (Даскэла), Макарий был вынужден покинуть Бухарест. Вскоре митрополит Вениамин (Костаки) поставил Макария игуменом монастыря Бырнова (близ Ясс), рассчитывая на его содействие в распространении в Молдавии пения по Новому методу. В 1830–1833 гг. Макарий жил в Нямецком монастыре, где обучал монахов пению и написал «Калофонический Ирмологий», в котором после каждого ирмоса поместил кратимы поствизантийских мелургов Петра Пелопоннесского, протопсалта Григория, протопсалта Петра Византйсмкого (ум. в 1808 г.), Георгия Критского (ум. в 1815 г.). В этом монастыре Макарий вместе с иеромонахом Виссарионом работал над созданием новых правил музыкального экзегесиса. В 1833–1834 гг. по приглашению епископа Кесария жил в городе Бузэу. В 1834 г. митрополит Григорий (Даскэл) назначил Макария директором типографии монастыря Кэлдэрушани, поручив ему возглавить подготовку издания Житий святых. В 1836 г. Макарий издал в Бузэу певческое последование «Чина Погребения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа для пения в Святую и Великую пятницу». В том же году собирался издать в Вене ещё один том «Анфологии», но был парализован и перевезён в монастырь Вифорыта, игуменьей которого была его сестра, где Макарий и скончался. Свои книги и музыкальные рукописи он завещал передать епископу Кесарию Бузэускому, который впоследствии передал их своему ученику Иосифу (Наниеску). Из произведений Макария исследователям наиболее известны катавасия Недели ваий, песнопения Божественной литургии и упомянутые выше задостойники.



 
PR-CY.ru