МАКАРИЙ, Мирон - Страница 4

В разные годы Георгий Лыткин пожертвовал в обитель: храмовую икону Похвалы Пресвятой Богородицы, образ святителя Георгия, митрополита Митилинского, образ великомученика Артемия в серебряном окладе с частицей его святых мощей, икону с изображением 16 праздников, напрестольный серебряный позолоченный крест ценой 100 руб., три подвесные пелены к Грузинской иконе, деревянный позолоченный подсвечник, паникадило, хоругви, священнические облачения, богослужебные сосуды, воск, ладан, железные часы с боем и сорок соболей, которые настоятель продал в Москве за 18 руб. В грамоте 1631 г. царя Михаила Фёдоровича двинскому воеводе князю Василию Петровичу Ахамашукову-Черкасскому об утверждении за Черногорской Пинежской пустыней земли и угодий Макарий назван уже игуменом. В это время в монастыре жили девять иноков, было построено девять братских и служилых келий. Земля, на которой стояла обитель, и пашня составляли 18 «четей с третником», в поле находилось 15 копён сена. Монастырю принадлежали «починок Марковской» («...а в нём двор крестьянской, а людей в нём три человеки, пашни паханыя худыя земли три чети, в поле сена десять копён, лесу непашенного десятина»), «новоросчистныя земли» и «речка Кумичева с сенными покосы с наволочки» («Акты исторические», том 3). Макарий приглашал для обработки монастырской земли крестьян-половников, которые через восемь лет, отведённых на обработку земли, должны были ежегодно в течение десяти лет отдавать обители четвёртую часть урожая; некоторые из них стремились впоследствии оформить эту землю как собственность. Крестьянин И. Афанасьев из деревни Малетинской просил царя и составителей писцовых книг записать за ним монастырскую землю, дав ей ложное название Васильев починок. В связи с многочисленными тяжбами границы монастырской земли были точнее определены царской грамотой 1631 г. Согласно писцовым книгам Мирона Андреевича Вельяминова, «в монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних», «деревянная церковь Похвалы... с папертью», «на колокольнице четыре колокола», «за монастырём двор коровий». В последние годы жизни Макарий тяжело болел. В письме от 10 января 1630 г. купец Георгий Лыткин, обращаясь к игумену, отмечал: «И про то, господине, учинилось мне слышати, что пребываешь в скорби от немощей со старости и за строением церковным и монастырским ходити стало при тебе некому». Купец советовал Макарию выбрать монастырским Собором нового строителя. Согласно его письму от 1634 г., настоятелем обители стал иеродиакон Емилиан. Впоследствии в монастыре из-за многочисленных пожаров место погребения Макария было утрачено. Главной монастырской святыней был образ Грузинской иконы Божьей Матери. В 1650 г. по благословению патриарха Иосифа 22 августа стало днём общерусского празднования чудотворному образу (список с грамоты опубликован). Икону привозили для поклонения в Москву, Архангельск и другие города России (исследователям известна проезжая грамота патриарха Никона от 14 марта 1653 г. о препровождении иконы в Сибирь).

 



 
PR-CY.ru