МАКАРИЙ, Мирон

МАКАРИЙ, Мирон (ум. в 1636 г.) – Красногорский, основатель и игумен Красногорского (Черногорского, на Чёрной горе) в честь Грузинской иконы Божьей Матери монастыря (ныне посёлок Красная Горка Пинежского района Архангельской области), преподобный (память в Неделю вторую по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). Основными источниками сведений о Макарии являются «Повесть о Черногорском (Красногорском) монастыре» (научное название цикла из двух сказаний – о Владимирской и о Грузинской иконах Божьей Матери, находившихся в Черногорском монастыре), а также актовые материалы. Как установила Наталья Вячеславовна Савельева, «Повесть...» была написана не позднее 1645 г. купцом московской гостиной сотни Иваном Богдановичем Щепоткиным, уроженцем Пинеги (содержала 15 чудес, последнее из которых относится к 1643 г., а 1645 годом датируется запись о написании «Повести...» в рукописи Исторического музея). «Повесть...» основана на сведениях «Сказания о пришествии чюдотворныя и многоцелебныя иконы Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария херувимскаго Царя Матере честнаго и славнаго ея Одигирия из Кизылбашъ в Рускую землю», составленного до 28 июня 1636 г., поскольку его автор беседовал с Макарием в Черногорском монастыре: «Тако ми поведа Высокохолмский Черные Горы игумен Макарий и с ним ту пребывающии иноцы». Не раньше 1655 г. (этим годом датировано 28-е чудо) к первоначальной редакции «Повести...» было добавлено ещё 15 чудес, так появилась редакция с 30 (31) чудесами. В печатном «Прологе» (М., 1660 г.) написано краткое «Сказание об иконе Грузинской Божией Матери». Его возможным составителем и инициатором помещения в Пролог был также И.Б. Щепоткин, который служивший в последние годы жизни дьяком приказа Печатного дела. Существует Московская редакция «Повести...», составленная в конце XVII или в начале XVIII в. на приходе московской Троицкой церкви в Никитниках (опубликована). Иерей Мирон упоминается в церковных документах с 1600 г. как настоятель церкви во имя Николая Чудотворца веси Юрола на реке Пинеге (образование Юрольского прихода датируется концом XVI в.), находившейся «в двух поприщах» от Чёрной горы. Мирон был десятским священником, т.е. осуществлял надзор за порядком в других приходах Кеврольского уезда, а также собирал церковные пошлины в пользу новгородской Софийской кафедры. Согласно «Повести...», зимой 1603 г. игумену Варлааму, настоятелю церкви Воскресенского погоста (ныне деревня Кевроль Пинежского раойна), имевшему Красногорскую икону Божией Матери (см. в ст. Владимирская икона Божьей Матери), явилась во сне Пресвятая Дева и повелела передать икону священнику Мирону, поскольку «хощет Бог сею иконою прославить место Черныя Горы». Когда священник приехал в Кевроль для сбора пошлин (обычно это происходило накануне праздника Рождества Христова), игумен Варлаам вручил ему икону с повелением строить монастырь.

 



 
PR-CY.ru