«МАРКОВЫ ГЛАВЫ» - Страница 2

Как замечает Алексей Афанасьевич Дмитриевский, «интерес настоящей рукописи заключается для нас в том, что здесь мы видим одну из многочисленных, но вместе с тем и неудачных попыток уяснить личность Марка, составителя «Марковых глав», на недоумённые случаи церковно-богослужебной практики. Рукопись эта даёт нам довольно ранний пример решения этого весьма любопытного вопроса…». Эта попытка отождествления автора «Марковых глав» с неким Марком, монахом Лавры святого Афанасия, представленная в рукописи, стала причиной ряда ошибочных просопографических гипотез исследователей в отношении персоналий периода исихастских споров XIV в., носивших имя Марк. Так, Карл Андреас Эрхард отождествил Марка, автора «малого сочинения» («kleine Schrift») в рукописи «Типикона», с монахом-паламитом Марком, автором написанного между 1347 и 1351 гг. Послания к Константинопольскому патриарху Иоанну XIV Калеке в защиту учения Григория Паламы (рецензию на это издание и подробный разбор просопографических сведений и гипотез о Марке-паламите и его тождестве с Марком Горбуном и Марком-исихастом см.: Дунаев А.Г.). В предположении о тождественности двух Марков Андреас Эрхард исходит из того, что рукопись XV в., в составе которой сохранились сочинения Марка-паламита (в частности, его Послание к Иоанну XIV Калеке), принадлежала Великой Лавре, а автор «малого сочинения» в Ватиканской рукописи назван монахом той же самой Лавры. Эта гипотеза была повторена Тассосом Грицопулосом. По мнению исследователей, слова Андреаса Эрхарда о «малом сочинении» неверно истолкованы Тассосом Грицопулосом как «небольшое сочинение об исихастах». С. Апостолопулу (автор неизданной диссертации, посвящённой Марку-паламиту) не соглашается с этим отождествлением, поскольку, как она полагает, автор «малого сочинения», жил будто бы много позднее (в конце XIV – начале XV вв.). А. Панайотис, издатель Послания Марка-паламита к Иоанну XIV Калеке, развивая предположение Андреаса Эрхарда и С. Апостолопулу, отождествляет автора «малого сочинения» не с Марком-паламитом, а с монахом Марком, который жил в Лавре в конце XIV в., переписавшим текст, который он принёс в Великую Лавру. При этом А. Панайотис (как и С. Апостолопулу) исходит из неверной, по мнению исследователей, датировки началом XV в., а не 1373 г., как указано в конце рукописи. Как заметил ещё Д. Стьернон, тематика сочинений Марка-паламита и «малого сочинения» совершенно разная, поэтому отождествление, сделанное Андреасом Эрхардом, сомнительно. Подобные отождествления невозможны, по мнению исследователей, ещё и потому, что «малое сочинение» представляет собой «расширенную» редакцию «Марковых глав». Таким образом, предположения Андреаса Эрхарда и А. Панайотиса, по мнению исследователей, не выдерживают критики. В XVI в. автор «Марковых глав» был отождествлён с Марком, епископом Отрантским (IX–X вв.), автором тропарей к песням с первой по пятую канона Великой субботы. В одном из рукописных афонских Типиконов конца XIX в. его отождествили с Эфесским митрополитом Марком Евгеником.



 
PR-CY.ru