«МАРКОВЫ ГЛАВЫ»

«МАРКОВЫ ГЛАВЫ» – богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов. Эти указания в редакциях Студийского устава не имели авторского надписания и не выделялись в отдельный текст, а записывались под теми днями Синаксаря (собрания уставных рубрик для служб церковного года), к которым относились. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в православных церквах в XIII–XV вв., указания подверглись переработке и с дополнением новых глав были выделены в конце «Типикона» в особую статью со своим заглавием. При этом уставные статьи сохранились и непосредственно в тексте устава под соответствующими днями месяцеслова: в одних случаях они воспроизводили указания «Студийского типикона», в других – изменились и были дополнены применительно к особенностям нового устава. Редакторская работа по составлению «Марковых глав» была проведена во второй половине XIII в. на Афоне (в древнейших списках Иерусалимского устава «Марковы главы» отсутствуют). Так, в греческом списке Иерусалимского устава, сделанном на Афоне в конце XIII в., главы в количестве 95 атрибутируются некоему иеромонаху Марку (Исторический музей, 1297 г.) и имеют название «Свод, составленный грешным иеромонахом Марком, на недоумения Типика». Из 95 глав (в ряде рукописей их количество могло варьироваться), входивших в статью, около 60 глав носили месяцесловный характер, т.е. содержали уставные указания о совершении служб неподвижных праздников церковного года, а около 35 имели более общий литургический характер (т.е. указания о соединении родов праздников – Господских, Богородичных, святых – с воскресеньем, субботой и т.д.). В такой редакции главы исследователи встречают во множестве афонских Типиконов XIV–XVI вв. В первой трети XIV в. (не позднее 1340 гг.), как полагают исследователи, в Константинополе, на основе афонской редакции «Иерусалимского Типикона», содержащей «Марковы главы», была создана ещё одна, «расширенная», редакция. Исследователи отмечают, что особенностями этой редакции стали включение «Марковых глав», относящихся к конкретным праздникам месяцеслова, в текст Синаксаря и перенос глав общелитургического характера в первую, общую часть «Типикона». Эти так называемые Иерусалимские богослужебные главы регламентировали совершение всенощного бдения (одной из главных особенностей богослужения, отличающих Иерусалимский устав от Студийского) и служб суточного круга. «Расширенная» редакция «Марковых глав» во второй половине XIV в. получила распространение и на Афоне. Именно в афонских «Типиконах» данной редакции была предпринята попытка связать неизвестного «грешного иеромонаха» Марка с одноимённым монахом из Лавры святого Афанасия, например, в рукописи 1373 г. и в «Типиконе» из Венецианской библиотеки святого Марка, датируемом 1374 г. по записи в конце рукописи («Закончен настоящий Типикон преподобного отца нашего Саввы и преподобного отца нашего Марка, иже в Святой Лавре Афона... 19 января, идущему году 6882» (= 1374)).

 



 
PR-CY.ru