МЕЛЕТИЙ, Хребтович-Богуринский - Страница 3

В этих грамотах отразились планы Мелетия, направленные на усиление роли Киево-Печерского монастыря в жизни Киевской земли и соседних территорий. Вторая грамота превращала монастырь в патриаршую ставропигию. Патриарх под угрозой анафемы и проклятия предписывал «ничим не вступатися митрополитом Киевским, а ни клириком софейским»; митрополит мог только участвовать в совершении литургии в монастыре по приглашению старцев. В 1592 г. Мелетий добился подтверждения этих документов патриархом Иеремией I Траносом. Исследователи полагают, что Мелетий не без основания считал, что митрополит, заинтересованный в поддержке со стороны Владимиро-Волынского епископа, не будет протестовать против таких действий. Летом 1590 г. Мелетий участвовал в церковном Соборе в Бресте (см. в ст. Брестские соборы) и скрепил своей подписью его решения. К этому времени обозначился раскол среди православных епископов. По свидетельству Холмского епископа Дионисия (Збируйского), епископы были недовольны тем, что митрополит, опираясь на поддержку Владимиро-Волынского архиерея, хочет усилить свою власть над ними, и решили искать соглашения с католической церковью. В 1591 г. Мелетий также участвовал в работе церковного Собора, принявшего ряд важных решений, в частности, предусматривавших организацию и развитие братств при участии епископов. В связи с этим исследователи отмечают меры, принятые Мелетием для организации братства в Бресте. В январе 1591 г. король Сигизмунд III подтвердил «лист» Мелетия о создании школы при брестской соборной церкви святителя Николая, 26 октября 1591 г. датирована грамота Мелетию о создании в Бресте братства по образцу братств Виленского и Львовского и школы для обучения «детей всякого стану» греческому, латинскому, польскому и «русскому» языкам. В посланиях братств, написанных после Собора, ряд епископов подверглись критике. Мелетий среди них не упоминался. Мелетий умер в Городке, имении Киево-Печерского монастыря на Волыни (см. в ст. Городокский во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Илии женский монастырь). Сохранилась опись библиотеки Киево-Печерского монастыря, переданной преемнику Мелетия в апреле 1593 г. В ней отмечены «Маргарит», две книги Исаака Сирина, сочинения Дионисия Ареопагита и ряд других книг, которых не было в монастыре при описи его имущества в 1554 г. Исследователи полагают, что в их приобретении какая-то роль принадлежала Мелетию.



 
PR-CY.ru