МИХАИЛ БРЕЙК - Страница 3

Центральное место в летописи занимает жизнь православной общины, включённая в общесирийский политический контекст. Автор пишет о войнах, мятежах, сменах властителей, урожаях, нашествиях саранчи, эпидемиях, ценах на хлеб и др. Исследователи полагают, что подобная тенденция сочетания церковной и общественно-политической истории, характерная для арабо-христианских хронистов XVIII в., берёт своё начало с Михаила Брейка. «История Дамаска» начинается с 1720 г., с середины 1750 гг. записи становятся регулярными, завершается повествование 1781 г. Хотя основное внимание автор уделял Дамаску, в летописи фигурируют эпизоды из текущей истории Ливана, Палестины, Египта. Михаил Брейк пишет о состоянии соседних православных церквей, о смене османских султанов, упоминает некоторые события европейской жизни (Семилетняя война, Лиссабонское землетрясение 1755 г. и др.), что свидетельствует о расширении культурных контактов и кругозора арабов-христиан в этот период. В хронике приводятся также различные полуфольклорные предания, рассказы о чудесах и пророчествах, бытовавшие среди православных арабов. Позднейшие арабские историки обращали внимание на неоднократно встречавшийся у летописца этноним «сыны арабов» в применении к жителям Сирии, видя в нём проблески национального самосознания. Исследователи отмечают, что в целом летопись Михаила Брейка представляет собой один из основных нарративных источников по истории арабских вилайетов Османской империи XVIII в. и является одним из лучших достижений арабо-православной историографии. «История Дамаска» была издана мелькитским католическим историком К. Башей в 1930 г. по единственной известной тогда рукописи из Берлина (впоследствии в частном собрании был обнаружен ещё один список). Публикацию текста К. Баша сопроводил обширной подборкой исторических документов католического происхождения, которые должны были составить альтернативу православной точке зрения летописца. В 1982 г. Ахмад Гассан Сабану осуществил переиздание текста К. Баши с расширенным комментарием. Третий масштабный труд Михаила Брейка, всемирная история «Совокупность известий эпох и цветок чудес вселенной и времени», остаётся неопубликованным. Исследователи отмечают, что это сочинение довольно большого объема (около 470 страниц), построено в форме синоптических таблиц, включающих основные события мировой истории от Сотворения мира до 1765 г. Текст сохранился в нескольких списках, в частности, в собрании рукописей православного Антиохийского патриархата в Дамаске. Михаилу Брейку также принадлежит сокращённая редакция составленного архидиаконом Павлом Алеппским описания путешествия патриарха Макария III аз-Заима в Восточную Европу – «Краткая редакция книги архидиакона Павла», предположительно сохранившаяся в рукописи из собрания православного Антиохийского патриархата (завершена 19 мая 1765 г.).



 
PR-CY.ru